Федеральный Закон № 93 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощённом порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» был принят в июне 2006 года. Этот документ значительно упрощает процедуру оформления земельного участка в собственность, если он был отведён до введения в действие Земельного Кодекса РФ в 2001 году, для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или жилищного строительства.
В апреле в Голышмановском отделе управления Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии состоялся разговор о проблемах в процедуре оформления регистрации права собственности и о путях их решения. В беседе приняли участие Н.М. Швецова – руководитель регистрационной службы, С.В. Ампилогова – начальник отдела по имущественным и земельным отношениям Администрации района, Н.В. Носкова – начальник Голышмановского отделения Тюменского Филиала ФГУ «Ростехинвентаризации», А.С. Лапотникова – начальник земельной и кадастровой палаты, И.Ю. Малюгина – главный специалист по земельным и имущественным вопросам поселковой Администрации.
По словам Н.М. Швецовой, на сельских территориях процедура регистрации права собственности на земельные участки и жилые дома отрегулирована и ведётся активно. Для регистрации прав на земельные участки по упрощённой форме на селе достаточно взять выписки из похозяйственных книг в сельских администрациях. Гладиловское, Среднечирковское, Голышмановское, Бескозобовское сельские поселения – одни из лучших в районе, главы или специалисты администрации сами привозят кипу документов для регистрации. Упорядочили работу с населением на Земляновской, Усть-Ламенской, Хмелёвской, Ламенской территориях.
В посёлке Голышманово реализация закона об упрощённом порядке оформления прав граждан идёт менее активно. Одна из причин в том, что людям негде взять документы, подтверждающие их право на объект недвижимости или земельный участок. В Администрации сельского поселения Голышманово только после изменения его статуса в 2006 году начали вести похозяйственную книгу.
Н.В. Носкова, начальник отделения «Ростехинвентаризации», говорит:
– В конце прошлого года был наплыв граждан, все несли документы, заказывали межевание земельных участков. Как только продлили процесс приватизации до марта 2012 года, активность населения пошла на убыль – оформление технической документации приостановилось. После нового года наша служба исполнила в три раза меньше заказов.
А в регистрационной службе количество оформленных документов увеличилось в три раза, в основном, за счёт земельных долей. На 15 апреля район перешагнул семидесятипроцентный барьер за счёт межевания и оформления в собственность земельных участков. Объекты недвижимости население приватизирует значительно меньше. Нужно процедуру оформления прав на жильё, строения продолжать, потому что рано или поздно любые структуры – коммунальные, энергетические, контролирующие или регистрирующие органы при оформлении разного рода договоров, сделок потребуют от гражданина правоустанавливающий документ.
Для того, чтобы зарегистрировать право собственности, Законом №93 берётся во внимание любой документ, подтверждающий основание гражданина на регистрацию. Для процедуры регистрации прав годятся те документы, которые были выданы органом власти ранее вступления в силу в 2001 году Земельного Кодекса – выписки из похозяйственных книг, решения малого совета, распоряжения, свидетельства либо какие-то постановления об отводе земельного участка под строительство или под ведение личного подсобного хозяйства. На данный момент специалисты служб, оформляющих права гражданина, отмечают, что подтверждающих документов немного даже в архиве. Но они выдавались, и на их основании сейчас возможно зарегистрировать право собственности. К примеру, одна из гражданок, вступая в наследство, в архиве нашла выданное на мужа решение об отводе земельного участка, датированное ещё 1972 годом.
В ходе обсуждения проблем в процедуре регистрации было принято решение – направлять заявителя в архив, чтобы отыскать старые документы. Они подтвердят, в постоянном бессрочном пользовании находится участок у гражданина или пользование не определено. Дополнением к Федеральному Закону № 93 Закон № 268 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу оформления в упрощённом порядке прав наследников, а также иных граждан на земельные участки» основанием для регистрации земельного участков по упрощённой форме будет именно свидетельство о праве наследства по закону и документ, подтверждающий факт владения умершим земельным участком.
Другая возможность – закрепить право гражданина на земельный участок через суд.
Межевание земельных участков, по мнению Н.В. Носковой, желательно оформить. В дальнейшем при оформлении любого документа, спорных вопросов уже не возникнет, допустим, при продаже, вступлении в наследство. Законом предусмотрено – «дальнейшие сделки оформляются при межевании», по 93 Закону – владелец мог бы указать только декларативную площадь, которая отмечается в похозяйственной книге, без межевания. Но если заявитель собирается продать земельный участок с домом, межевание обязательно.
Таким образом, процедура регистрации для жителей посёлка состоит из нескольких «шагов» – взять любой документ, подтверждающий право гражданина, в архиве, кадастровую выписку, оплатить государственную пошлину и после этого пройти регистрацию. Сейчас по Закону №93 при государственной регистрации права собственности пошлина составляет 200 рублей за каждый регистрируемый объект.
На территории посёлка не ведётся регистрация гаражного строительства, бань, хозяйственных построек. Процедура ещё более проста – граждане должны предоставить только декларацию, которую составляют сами, не нужно обращаться в БТИ. Если есть документ на землю, гражданин вправе зарегистрировать и надворные постройки. В посёлке есть распоряжение, о том, что владельцам жилых домов разрешают строить баню, гараж. Единственный случай регистрации был, да и то в Аромашевском районе. Форма декларации предоставляется регистрационной палате, в ней прописывают то физическое лицо, на кого было выдано распоряжение о выделении земельного участка, отмечается, какой объект регистрируется и примерные его размеры. Декларация составляется владельцами жилых домов только усадебного типа.
Ярким подтверждением необходимости оформления процедуры регистрации послужит пример. В регистрационную службу обратилась женщина. Её дочь по распределению приехала работать в родное село. Девушке нужно прописаться, а у мамы нет документов на дом. Она обратилась в службу. Но для того, чтобы ей выдать документы на жилой дом, она должна зарегистрировать право собственности на землю, как подтверждающий факт, что она собственник участка. А потом зарегистрировать по 93 закону жилой дом, оформить кадастровый паспорт. Процесс достаточно долгий – оформление заняло около трёх месяцев. Процедура оформления государственной регистрации права собственности также регламентирована определёнными законом сроками – до 29 календарных дней по Федеральному Закону 122 о государственной регистрации.
Поэтому следует сделать вывод: все документы лучше оформить вовремя. До 2012 года, когда закончится процесс регистрации, остаётся немного времени.
Любовь Алексеева