Медиакарта
13:25 | 21 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Ищи себя по жизни и твори

Здесь оживают произведения классиков, написанные в прошлых веках. Повести, романы, пьесы наполняются жизнью. Народный театр в Голышманово существует уже не одно десятилетие, меняются режиссеры, актеры, расширяются технические возможности, но неизменной для коллектива остается любовь к сцене и своему зрителю.

Для зрителя театр начинается с вешалки, для актеров рождение образов происходит в гримерной. Сюда приходят обычные служащие и школьники, а выходят сказочные герои и персонажи минувших эпох. Здесь важна каждая мелочь: грим, костюмы и атрибуты того времени, куда спектакль переносит зрителя. Работая над очередным спектаклем, режиссер народного театра Марина Вакарина с легкой грустью вспоминает, свою первую постановку.

Начиналось все с водевиля «Беда от нежного сердца» по Сологубу. Ровно десять лет назад. Сами шили костюмы, колотили декорации, находили какие-то средства, чтобы все это изготовить. На тот момент нам казалось, что все шикарно, красиво.

В репертуаре Голышмановского народного театра – комедии, драмы, водевили. При таком жанровом многообразии интересно работать и актерской труппе, да и для зрителя каждая постановка самодеятельных артистов становится особенной.

Первые спектакли мы ставили по произведениям классиков нашей и зарубежной литературы, – рассказывает актриса Голышмановского народного театра Елена Рудакова, – наша задача была – внести в них элементы юмора. В драматических постановках приходится играть на таком нервном надрыве, что чувства персонажа становятся собственными. Плакали и смеялись по-настоящему.

Каждый актер в повседневной жизни – это врач, учитель, социальный работник или школьник, порой, в напряженном трудовом графике сложно найти время для репетиций. Народный театр стал не просто местом, где человек реализует свою творческую энергию, этот коллектив объединил сразу несколько поколений артистов.

Я не в первый раз выхожу на сцену, – рассказывает Максим Сонич, самый юный актер народного театра, – когда мы вели конкурс «Маленькая принцесса Голышманово», я играл скомороха. В спектакле «Баня по-чёрному» играю Проньку.

Голышмановский народный театр держится на хрупких женских плечах: режиссер – талантливая барышня, да и большая часть труппы – увлеченные своим делом сударыни. Не хватает на сцене актеров-мужчин. На помощь коллективу приходят школьники – ученики старших классов Слава Федоров, Сергей Иванов. Антон Брылин часто выходит на большую сцену. Признается: свою роль он еще не сыграл, но персонажей близких себе по духу в произведениях классиков уже нашел:

Сейчас репетируем сразу две постановки, одна из них пьеса «Домой» по Разумовской. Там я играю «поверхностного» героя, такие персонажи близки мне, потому что позволяют импровизировать. Можно перестроиться и сыграть сцену иначе. Конечно, без потери ее смысла.

Помогают народному театру и другие самодеятельные коллективы. Творческий союз с ансамблем «Россияночка» у режиссера театра сложился уже давно. Их голоса стали украшением любого спектакля, да и в помощи с постановкой массовых сцен всегда выручают. Руководитель ансамбля Ирина Ларионова рассказывает о творческом союзе.

Наш союз начался со спектакля «Про Федота-стрельца, удалого молодца». Это было три года назад. Участвовали в массовых сценах. Стараемся разнообразить постановки русскими народными песнями.

Работа коллектива Голышмановского народного театра отмечена многочисленными дипломами и призами областных конкурсов и фестивалей. Каждый спекталь – это история, каждый актер – это маленькая эпоха, поэтому коллектив бережно хранит летопись своей работы на компакт – дисках.

Всегда, когда пересматриваем записи наших спектаклей, переживаем все заново, – говорит Елена Рудакова. – Вспоминаешь все слова: и свои, и партнеров. Пережить все заново – это особое чувство для актера.

Недавно состоялась премьера новой постановки истории военных лет «Баня по-черному». Зрителей окунули в сороковые годы, когда война рушила семьи, забирала молодых и сильных мужчин на фронт. Создать атмосферу тех лет помогли технические специалисты: звукооператоры и светотехники. Современная аппаратура сегодня позволила режиссеру более полно и красочно нарисовать картину исторической эпохи. И зрители оценили это по достоинству. Зал аплодировал стоя. Нашим артистам удалось заставить всех, кто был на спектакле, плакать вместе с ними.

Сейчас у нас много помощников, – рассуждает Марина Вакарина. – Есть деньги, возможность напрямую работать с художниками по костюмам. То же самое и по декорациям. Музыкальную партитуру до недавнего времени писали сами – музыкальным оформлением спектаклей занимались Андрей Винокуров и Ирина Ларионова. Сейчас все свои мысли могу воплотить в жизнь.

Идея поставить спекталь по мотивам событий Великой Отечественной у Марины Вакариной родилась давно, вот только подходящего произведения режиссеру все никак не попадалось: либо тема не близка нашему зрителю, либо число персонажей в разы превосходило количество актеров в труппе. «Баня по-черному» как раз заинтересовала коллектив своей открытостью, но в то же время глубинным смыслом и близостью к сельскому жителю.

Сегодня коллектив народного театра – это 15 человек разных профессий, возрастов, с разными характерами и судьбами. С последней постановкой в труппу влились два новых актера – Виктор Высоцкий и Николай Казанцев. Уже много лет своей игрой голышмановцев радуют Елена Федорова, Ирина Усольцева, Светлана Третьякова, Ирина Хотнянских и другие самородки.

Чтобы приумножать свой талант, надо поставить его на службу добру, работать. И труд на сцене приносит добрые плоды, заставляя зрителей смеяться и плакать, сопереживать.

Влад УДИЛОВ

На фото: Сцена из спектакля «Баня по-чёрному». Весточка с фронта.