Медиакарта
4:04 | 24 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Что посеешь...

Что посеешь...
13:36 | 19 апреля 2012
Источник: Слава труду

Недавняя история в Тюменской школе № 44, где девочка-подросток создала группировку для издевательства, насилия и шантажа над более слабыми и младшими детьми, потрясла всех. Откуда берутся жестокость и агрессия у подростков? Попытаемся разобраться в этом сложном вопросе.


Рассматривая проблему жестокости подростков совместно со специалистами по работе с несовершеннолетними и семьей АУ «Аромашевский КЦСОН», отметили множество мотивов жестокого поведения, а также халатность родителей в воспитании детей.

Социальные педагоги, руководствуясь опытом работы, объясняют: подростки видят в этом способ самореализации, они горят желанием стать более популярными и казаться сильнее, унижая слабых, хотят привлечь к себе внимание или же запугать окружающих. Зависть к жертве также является причиной жестокости. Возможно, они могли сами когда-то пострадать от хулиганов, а сегодня вымещают свою злобу на других.

Психологи выделяют ещё один фактор – семейное воспитание, здоровый климат в семье. Дети усваивают ту модель поведения, которую обычно демонстрируют им взрослые, а затем переносят её в свою жизнь: школу, институт, армию и собственную семью. Если ребёнок каждый день дома сталкивается со злом родителей, рукоприкладством, то, став взрослым, он будет агрессивным. Взрослые, проявляя к детям даже словесную жестокость или не замечая его агрессии по отношению к другим, недооценивают последствия для самих себя и окружающих. Сначала от рук ребёнка будут страдать домашние животные, далее от рук подростка – младшие дети и более слабые сверстники и, наконец, те самые взрослые, которые когда-то его заставляли бояться.

При выездной работе психологов в школах района учителя акцентируют внимание на «нецензурированные» телевидение и интернет, где можно найти практическое руководство к действию: видеоигры, фильмы, видеозаписи и фотографии со сценами насилия, что в дальнейшем культивирует агресивное поведение детей и подростков.

В беседах с родителями о причинах подростковой жестокости обсуждались идеалы и приоритеты воспитания, взрослые приводили в пример своё поколение, их поведение в школе, обществе. Например, одна из мам высказалась так: «Мы росли и воспитывались трудом по дому, в огороде, помогали родителям ухаживать за домашним скотом, свободного времени было совсем немного, некогда было заниматься глупостями. При школах были организованы отряды тимуровцев. Кстати, дети в них участвовали именно подросткового возраста. Тимуровцами быть было престижно, они несли добро пожилым людям и младшим детям». Родители подростков рассуждают и о воспитательном воздействии фильмов и книг своего поколения, сравнивая художественные произведения, где приключения героев совершаются во имя добрых дел, где добро побеждает зло, с настоящим временем, где в большинстве культивируются страх и жестокость.

Выясняя причины подростковой жестокости, я предложила ответить и самим ребятам на вопросы: «Почему она возникает? Кто виноват? И что делать?»

– Это, конечно, страшно и неправильно, что в последнее время так много преступлений совершается подростками, – поделилась Маша. – Важным является мнение группы, к которой он принадлежит. Нужно, прежде всего, уметь отличать плохое от хорошего и не попадать в кампании, где участники ведут себя вызывающе, где слышна нецензурная брань, приветствуются распитие спиртных напитков, курение, ранняя половая распущенность.

– Если сам не захочешь, чтобы с тобой поступили жестоко, найдешь любые возможности, чтобы этого избежать, не бывает безвыходных ситуаций, – отмечает Вадик.

– Нужно избегать вредных привычек, таких, как курение, алкоголь или что покруче, ведь они затуманивают рассудок, а в таком состоянии что угодно можно натворить, порой, с необратимыми последствиями для самих себя и окружающих, – высказала своё мнение Светлана.

Многие из опрошенных ребят говорили и о способах помощи, таких, как Всероссийский телефон доверия, доверительные отношения с педагогами, родителями, друзьями, одноклассниками.

Из всего сказанного можно сделать вывод: важно проявлять участие и заинтересованность в воспитании своих детей. Ведь равнодушие рождает вседозволенность. Наш долг – сформировать атмосферу нетерпимости к проявлениям жестокости. Нужно стараться не допускать и предупреждать подобные случаи в семье и обществе в целом.

Автор: Ольга ГРИГОРЬЕВА, психолог АУ «Аромашевский КЦСОН».