Мальчишки и девчонки, которые нынешней осенью пойдут в четвёртый класс, начнут изучать новый предмет – «Основы религиозной культуры и светской этики». В более чем двадцати регионах России этот курс апробируют с 2010 года. По-видимому, эксперимент удался, поскольку с нового учебного года предмет станет обязательным во всех школах, это федеральный компонент.
Комплексный учебный курс включает в себя шесть модулей. В марте во всех школах района прошли собрания, где каждый из родителей сделал выбор модуля, который будет изучать их ребёнок. По данным районного отдела образования, в анкетировании участвовали 312 мам и пап. 73 из них выбрали модуль «Основы православной культуры», семь – «Основы исламской культуры», 51 – «Основы мировых религиозных культур». Желающих изучать основы иудейской и буддийской культуры у нас не нашлось. Большинство же родителей остановили выбор на модуле «Основы светской этики». В анкете родители отвечали и на многие другие вопросы. К примеру, большинство опрошенных считают, что понятия о религиозной культуре их дети должны получать в школе, а не в семье. Только 20 человек отнеслись отрицательно к введению в учебную программу комплексного курса, все остальные считают, что предмет будет полезен для общего развития детей, приобщит к истории и культуре своего народа.
Методист отдела образования Любовь Александровна Дюкова подчеркнула, что предмет носит светский характер, то есть изучать на уроках Закон Божий дети не будут. Вероучения, богословия не будет, походы в храм возможны только с письменного согласия родителей. Цель преподавания предмета – знакомство с историей той или иной религии, памятниками культуры, архитектуры. Оценочная система здесь действовать не будет, однако домашние задания никто не отменял. Итогом занятий будут творческие работы, проекты. Предполагается, что участие в этом примут и родители.
В районе создано методическое объединение, куда вошли 23 педагога, которые и будут преподавать предмет. Это учителя начальных классов. Руководит методическим объединением учитель искусства и географии Голышмановской сельской школы Т.В. Молоткова. Она прошла обучение в ТОГИРРО. Специалисты признаются, что пока вопросов больше, чем ответов. Первый семинар прошёл 12 апреля.
– Мы работаем над созданием уроков вместе с учителями, – рассказывает Татьяна Васильевна. – Учебники в школы пока не поступили, используем собственные наработки, материалы из Интернета, в том числе электронные учебники. 34 часа – годовой курс, и на каждом уроке нужно дать знания конкретные. Использовать наглядность: аудио- и видеозаписи, фото. В нашей школе выбрали модуль «Основы мировых религиозных культур». А как быть, если в школе, скажем, трое выбрали один модуль, а все остальные – другой?
Директор школы №1 В.М. Будылдина вспоминает, что лет 15 назад в школах уже пытались вводить предмет «Основы духовной культуры». Даже специалистов подготовили. Но доброе дело заглохло, даже не начавшись. Из-за отсутствия учебников, преподавателей. Она поделилась своим мнением:
– Задача школы – вырастить личность духовно развитую, цельную. И меня, к примеру, настораживают крайние позиции, когда родители выбирают только исламскую культуру или православную, и категорически не приемлют других вариантов. О какой толерантности может идти речь? Мы ведь не частная школа, а общеобразовательная. И район у нас многонациональный.