Медиакарта
8:07 | 13 декабря 2025
Портал СМИ Тюменской области

Эта яркая математика

Эта яркая математика
15:37 | 20 апреля 2012

Девятиклассница Снежана Цвырко, лёгкая и стремительная, живёт в ритме совсем не свойственном неторопливому Ишиму. Складывается впечатление, что, с детства занимаясь наукой, она постигла тайну времени, научившись раздвигать его границы.
Мама Снежаны, Надежда Ивановна, – учитель математики, папа Олег Леонидович – учитель информатики в средней школе № 1. К тому же родители – её научные наставники. Неудивительно, что тяга к царице наук у девочки с детства.
– Первой книжкой стал справочник по математике: играла с ним, разглядывала, – улыбается Снежана. – Однако первую исследовательскую работу я написала по естественнонаучному циклу – про солнечные затмения, в третьем классе. А потом началась математика. Сейчас работаю с хромоматематикой, объединив таким образом любовь к математике и любовь к рисованию.
Хромоматематика изучает изображение математических законов с помощью цвета (хромо – в переводе с греческого «цвет»). Она позволяет во многих случаях облегчить изложение нового материала. В этом году Снежана Цвырко за работу «Хромоматематические методы изучения свойств функций комплексного переменного» получила диплом лауреата Российской научно-социальной программы для молодёжи и школьников «Шаг в будущее». Для неё это была уже шестая научно-практическая конференция. А сколько их было, конкурсов, конференций, олимпиад разных уровней: от школьного до всероссийского. Но самые запоминающиеся и впечатляющие – те, что проходят на уровне страны, признаётся девушка: «Собираются такие «изюминки»: у каждого свой взгляд на мир, свои идеи. Интересно даже просто пообщаться с участниками на секции, обменяться опытом. Многие ребята, как и я, регулярно ездят на «Шаг в будущее», мы дружим, переписываемся, поддерживаем контакты». Снежана неоднократно становилась победителем на всероссийском этапе конференции, получила малую научную медаль, которая вручается юниорам. В прошлом году ей присуждено звание стипендиата Российской программы «Шаг в будущее». Её пригласили учиться в МГТУ им. Баумана. Но юная исследовательница пока не определилась с выбором будущей профессии. Точно знает одно: это будет естественно-научное направление – математика или информатика, может быть, химия. – Любовь к химии возникла неожиданно для меня и для родителей, – говорит Снежана. – Этот предмет мне сразу понравился, потому что я люблю практическое применение полученных знаний. Это интересно, когда ты можешь построить какую-то модель или провести опыт и увидеть результат. А математика помогает при решении задач по химии.
Сейчас ученица девятого класса Снежана Цвырко готовится к государственной итоговой аттестации. Одним из предметов по выбору наряду с информатикой стала и химия. Но её жизнь не ограничивается одной лишь учёбой и научными исследованиями. – Исключительно «ботанеть» над книжками – это не моё. Хотя учёба – увлекательный процесс, у меня много интересов и вне школы. Люблю развиваться всесторонне. Об одном увлечении уже было сказано выше – рисование. Снежана посещала художественную школу, участвует в «Интерфейсе», в конкурсе художников: обрабатывает свои рисунки на компьютере. Любимые сюжеты: пейзажи и натюрморты. От папы унаследовала любовь к фотографии: у неё своя страничка на фотофоруме, где оставляют комментарии даже зарубежные фотографы. Уже девять лет танцует в хореографическом коллективе «Школьные годы». Занималась в музыкальной школе, пишет стихи, ей нравится играть в волейбол и баскетбол. При такой загруженности: уроки, дополнительные занятия, домашние задания – находит время и на живое общение с друзьями.
Как она всё успевает и добивается при этом высоких результатов?
– Работа, работа и работа, – раскрывает Снежана секрет своих успехов. – Надо постоянно развиваться, ставить новые цели. И в таком темпе надо крутиться с детства, зато потом будет легче. У меня одновременно было по восемь-девять кружков. Это трудно, но интересно.
– Не думайте, что у нас были только победы, – поддерживает дочь Олег Леонидович Цвырко. – Были и поражения, и слёзы, но поднимались, шли дальше, не останавливались на достигнутом. – Как вырастить талантливого ребёнка? – спрашиваю я напоследок Олега Леонидовича. – Надо любить детей. Но не голословно и абстрактно, а очень конкретно: относиться к ребёнку как к личности, испытывать уважение к этой личности и требовать уважения к себе. Только при таком отношении возникает контакт и плодотворное сотрудничество. Чтобы требовать с других, надо в первую очередь работать над собой. Я не курю и не пью, поэтому имею право требовать этого же и со своих учеников. Наука молчит по поводу того, передаются ли способности по наследству, и этим даёт педагогу шанс увидеть талант в каждом ребёнке. Все люди, добившиеся чего-то в жизни, говорят, что 99 процентов их успехов – труд. Если вы научите личность работать, уважать свой и чужой труд, то получите талантливого человека.
Фото из архива семьи Цвырко.

Автор: Марина Сергеева