К концу весны третьеклассники, а также их родители, должны определиться со своими религиозными взглядами. В новом учебном году в четвертых классах начнут преподавать «Основы религиозных культур и светской этики».
Всего-то 35 уроков за год, а вызывают в обществе споры, выходящие далеко за рамки педагогической дискуссии. Так что же он за зверь такой, новый школьный предмет? С 2009 года, когда о «религиозных культурах» заговорили всерьез, название несколько раз менялось и в результате получилось длинное, но всеобъемлющее. Состоять новый курс будет из шести учебных модулей, один из которых обязаны выбрать родители для своего чада: православная, исламская, буддистская или иудейская культуры, основы мировых религиозных культур и светская этика.
– Во время уроков дети будут знакомиться с культурой. Да! Именно с культурой одной из основных мировых религий, – подчеркивает первый заместитель директора Тюменского областного департамента образования и науки Людмила Чеботарь. – Если родителей это не устраивает, они могут выбрать для ребенка изучение культуры всех религий сразу или изучение светской этики. В любом случае, все шесть модулей – абсолютно светские. Первый урок у всего класса будет общий, так же как и последний, на котором дети представят друг другу проектные работы. То есть они сначала расходятся по разным группам и занимаются отдельно, а затем знакомят одноклассников с тем, что узнали.
… Все это родители слышали уже не единожды, однако их опасения не исчезают. Как и на любой массовый проект, на новый школьный курс общество реагирует неоднозначно. Кроме того, когда дело касается преподавания предмета, связанного с религией, сложно не задуматься о человеческом факторе.
– Поскольку это предмет начальных классов, то и преподавать его будут учителя начальных классов, – рассказывает Людмила Григорьевна. – Наши педагоги – 825 человек – два года повышали квалификацию, чтобы соответствовать требованиям. Что же до человеческого фактора, то я не питаю иллюзий и не говорю, что все учителя будут сугубо держаться в рамках. Но «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) – это федеральный компонент, а не элективный курс. У него есть жесткие границы, от которых преподаватель не имеет права отходить. Администрация будет требовать соблюдения основ госпрограммы от школ, а школы станут осуществлять внутренний контроль.
По словам Людмилы Чеботарь, у родительской общественности есть еще один способ уберечь детей от религиозной пропаганды. Только нужно приложить усилия и поинтересоваться: «Что тебе, сынок, рассказывали сегодня на уроке?» Департамент образования заверяет, что папа или мама, которым показалось, что вместо культурологии их чаду преподают богословие, имеют право немедленно обратиться к директору. И меры будут приняты. Также стоит обратить внимание – все шесть модулей предполагают создание учеником итогового проекта. Преподаватель не будет против, если родители помогут в его создании и оформлении.
– В этом возрасте дети еще не такие скрытные. На них стоит только внимательно посмотреть, и можно легко увидеть все, что интересует, – уверена Людмила Григорьевна.
… Как уже говорилось выше, выбирают модуль сами родители. И ни учитель, ни директор школы влиять на решение могут. Если на родительском собрании педагог говорит: «У меня и так много работы. Давайте, граждане, не будем усложнять мне жизнь и все напишем заявление на один модуль», соглашаться нельзя. Впрочем, по данным областного департамента науки и образования, в Тюмени подобных ситуаций возникнуть не должно. Согласно предварительным оценкам, школы в больше чем в половине районов области выбрали все шесть модулей. Самыми популярными оказались дисциплины «светская этика» и «мировые религиозные культуры». Далее по нисходящей следуют «православие», «ислам», «буддизм» и «иудаизм». Восточное учение обогнало одну из трех основных мировых религий на совсем небольшой процент, однако и это заставляет задуматься. Похоже, поколение юношей и девушек, увлекавшихся мистикой и духовными практиками, как раз собралось отправить детей в четвертый класс.
– Мы очень волновались, – говорит Людмила Чеботарь, – чтобы у нас не получилась такая же картина, как в испытательных регионах после апробационного среза: буддизм и иудаизм – по нулям. Не может быть, чтобы в семнадцати больших субъектах не было представителей этих культур. Мы рады, что в нашем регионе родители выбирали свободно. Правда, есть районы, где выбраны только два-три модуля, но это связано с этническим составом населения.
… Еще один вопрос, волновавший многих: «Не увеличится ли количество часов у, и без того замученных, младших школьников?» Людмила Чеботарь заверила, что оно останется прежним. Однако если нагрузка не изменилась, но где-то прибыло, значит, где-то убыло. Поскольку ОРКСЭ как компонент основан на литературе и литературном чтении, то школы будут заново перераспределять именно эти часы.
– Грубо говорить, что 35 часов «культуры религии» появятся за счет чтения. Навык детям будет прививаться и на этом уроке, просто в рамках тематической направленности, – комментирует Людмила Григорьевна.
… И все-таки, а если маленький Ваня задастся вопросом: «Почему это я буду учить православную культуру, мой друг Фарид – мусульманскую, а Инне вообще рассказывают, что старшим нужно место в автобусе уступать?»
– Мы хотим показать им, что люди и не должны быть одинаковыми, – объясняет Людмила Григорьевна. – Психологи говорят: на стадии раннего детства ребятишек причесывают под одну гребенку. Малышам кажется, что все должны быть похожи друг на друга, а потом они выходят в мир и видят, как он разнообразен. Теряются, не знают, как реагировать. Пусть они поймут: я пойду учить одно, а мой друг другое, но это не помешает нам быть друзьями. Это важно объяснить именно в раннем возрасте, когда они восприимчивы. Старшеклассникам рассказывать, что все мы хороши, вне зависимости от цвета кожи и убеждений, уже поздно. В нашем обществе накопилось много проблем, и часть из них очень деликатна. Но это не значит, что нужно отказаться от обсуждения.
… Станут ли дети, изучив новый предмет, с уважением и интересом относиться к чужой культуре и религии? Или новые знания будут еще одним поводом для взаимных оскорблений и розни? Похоже, все зависит от нас: родителей и учителей. От того, насколько мы сами можем быть терпимы и толерантны. Как сумеем объяснить.