С Евгением Антоновым я познакомилась сначала заочно.
Бывая на выставках, что проводились совместно с различными фестивалями, в которых принимали участие люди с ограниченными возможностями, нередко обращала внимание на резные поделки из дерева. Рядом с ними значилось имя мастера. Заинтересовавшись, решила узнать немного подробнее: кто он и откуда. В обществе инвалидов мне сообщили, что живёт в селе Назарово, резьбой занимается давно и серьёзно, часто работает по заказу. Невольно представился уже пожилой человек с огромным опытом работы.
Этой весной маршрут одной из командировок привёл нас в Назарово. Вспомнила про чудо-мастера и решила познакомиться, написать о нём и его работах. Жители села на вопрос, где проживает их односельчанин, с улыбкой указали направление и подсказали: «А дом по резным наличникам узнаете. В деревне таких больше нет».
И вот мы на месте. Захожу в ограду, стучу в дверь. Открыла женщина, утвердительно ответила на вопрос о том, здесь ли проживает Евгений Петрович, и пригласила в дом. Тут-то и ожидал сюрприз. Мастер оказался отнюдь не пожилым. Евгению Антонову – 26 лет.
А вот что опыт работы у него большой, с этим не поспоришь. Впрочем, история его настолько необычна, что рассказывать её нужно с самого начала.
В детстве маленький Женя очень любил рисовать. Взрослые удивлялись таланту ребёнка, а он отдавал любимому занятию всё свободное время. Умел видеть красивое в самых простых на первый взгляд вещах. Когда мальчику было всего лет 10, он был удивлён и поражен тем, что ему в отличие от одноклассников брать в руки инструменты на уроках труда нельзя. Расстроенный, недоумевающий отправился домой, где состоялся разговор с родителями. Не стоит рассказывать взрослым, чем опасна болезнь – гемофилия, попробуйте объяснить это ребёнку.
А назавтра к Жене подошел учитель, предложил просто приходить на уроки, наблюдать за работой товарищей, условие одно – к инструментам не прикасаться. Так и было первое время, а потом ученик уговорил учителя хотя бы показать, как правильно пользоваться ими, чтобы не нанести себе травму. По словам Евгения, он до сих пор благодарен педагогу за то, что тот не побоялся и рискнул научить его.
Мальчик наблюдал за товарищами на уроках, а дома пробовал все то же делать сам. Постепенно инструменты стали послушны, а резные деревянные поделки появились не только дома, но и в школе, домах соседей.
После окончания школы перед Евгением встал вопрос, чем же заняться, чему отдать предпочтение: рисованию или резьбе? На оба занятия времени не хватало, тем более значительную его часть отнимала больница: приемы у врачей, анализы, курсы лечения. Требовал решения и вопрос о трудоустройстве. Пенсия мизерная, а с группой инвалидности на работу не устроиться. Узнав об этом, работодатели даже не разговаривали. Вот тогда и решил Евгений, что помочь здесь могут только его руки. А что до рисования, то ведь резьба сочетает в себе не только технику обработки дерева. Стал выписывать и покупать книги и журналы по интересующей его теме. Сейчас в его комнате они занимают не одну полку. Ну а что до его работ, то постепенно количество перешло в качество и мастерство Евгения стало приносить доход.
Сейчас он работает в основном на заказ. Несмотря на то, что никакой рекламы своим работам не давал, люди приходят, приезжают сами или звонят по телефону и заказывают ту или иную вещь. Часто это шкатулки. Оговорив размеры, узор и форму заказчики оставляют на усмотрение мастера. И он не подводит. В умелых руках деревянные плашки оживают, покрываются дивным кружевом. Вот и пригодилось любимое рисование. Многие узоры придумывает сам, по опыту зная, к какой древесине что подойдёт лучше.
На вопрос, где берёт материал, Евгений рассказывает, что раньше, когда в селе работала пилорама, было значительно проще: выписал лес, договорился о распиловке и работай. Сейчас приходится заготавливать лес самим, распиливать и сушить тоже.
- Я обеспечиваю себя, - говорит Евгений, - не сижу на иждивении у родителей, а это немало.
Без работы ему скучать не приходится. Делает все: мебель (табуретки, полки, гардины, кухонные шкафчики и т.д.), а также светильники, наличники, шкатулки, рамки… Всего не перечислишь.
Ещё одно увлечение - шахматы. Для любимой игры смастерил и столик, и фигуры.
Казалось бы, как всё хорошо и здорово складывается: научился, живёт, работает, зарабатывает. Вот только трудностей в жизни мастера предостаточно. И основная из них – нехватка денег. Пенсия очень маленькая, хватает её только на дорогу до областного центра и анализы. А лекарства ведь тоже немало стоят.
В комнате у Евгения телевизор, музыкальный центр и компьютер. Последний куплен совсем недавно. Это не прихоть, а необходимость. Простой пример: после приёма у врача в областной больнице Евгению предложили зайти на интернет-сайт и прочитать там всё о том, какое лечение и когда ему необходимо. Вот только поинтересоваться, есть ли у деревенского парня возможность это сделать, медработники почему-то забыли.
Хорошо, что характер у него неунывающий, иначе и нельзя. Говорит, что как только подключит Интернет, сразу сможет найти себе таких же увлечённых единомышленников, делиться с ними опытом и с работами других мастеров познакомиться.
Парень оборудовал себе во дворе мастерскую, переделал из бывшей бани. Сам смастерил токарный станок, что работает на ножной тяге. Не потому, что ума собрать электрический не хватило, а потому, что на этом сэкономить можно. Кое-какие инструменты сделал сам, какие-то купил. Хотелось бы качественные станки с разнообразными функциями, но пока они недоступны: причина всё та же – средства не позволяют. А необходимость в них есть. Электроинструмент – возможность снизить нагрузку на руки и суставы.
Вот так и живёт. Его профессия для него смертельно опасна, а без неё, без преувеличения, с голоду умереть можно.
На вопрос, не просит ли кто из односельчан научить мастерству, Евгений смеётся. Говорит, что у нынешней молодёжи другие интересы. Рассказывает, что приходят мальчишки лет 10-12. Начинают заниматься, спрашивают, что да как, стараются, делают. А через некоторое время им уже и неинтересно, лучше с друзьями погулять, телевизор посмотреть. Ведь любая наука требует усердия и терпения.