Медиакарта
9:26 | 18 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

У истоков создания «Сибнефтепровода»

В 2012 году открытому акционерному обществу «Сибнефтепровод» исполняется 45 лет

Активное освоение тюменских месторождений стало одним из самых значимых событий XX века. В конце 60-х – начале 70-х закипела работа: были проложены тысячи километров магистральных нефтепроводов и построены десятки нефтеперекачивающих станций. За такими ударными темпами стояли обычные люди, которые верили в мечту и не боялись трудностей.

  • Начало пути

Все полосы газет кричали об одном: «Нефть идет!» Ни один выпуск не обходился без репортажей с трассы и фотографий улыбающихся нефтепроводчиков. Да и могли ли быть темы важнее, когда вся страна с нетерпением ждала черное золото Западной Сибири? Стальные артерии с каждым днем становились длиннее, а рабочие, позабыв об усталости и сне, упорно шли к главной цели – дойти до конечной точки нефтепровода как можно скорее. В итоге 21 декабря 1965 года нефтеналивная станция в Тюмени встречала первую шаимскую нефть. Более 400 километров трубы построили в нереально сжатые сроки! Это было победа, однако все понимали, что почивать на лаврах пока рано – это только самое начало великого пути.

Примерно в эти же годы началось строительство самого мощного на тот период нефтепровода Усть-Балык – Омск диаметром 1 020 мм и протяженностью 964 км.

Учитывая то, какие большие объемы работ сопутствовали этому объекту, приняли решение на его базе создать Управление магистральных нефтепроводов Западной и Северо-Западной Сибири. Соответствующий приказ министр газовой промышленности подписал 19 октября 1967 года. С этой даты и начинает свою историю крупнейшее дочернее общество компании «Транснефть» – ОАО «Сибнефтепровод». На тот момент предприятие включало в себя два нефтепроводных управления – Сургутское и Тобольское. Оставалось найти управляющего на это немаленькое хозяйство.

На первых порах исполняющим обязанности начальника управления был временно назначен директор Дирекции строящихся нефтепроводов Западной и Северо-Западной Сибири С.А. Косой. Через несколько месяцев кресло начальника занял Михаил Петрович Савельев. Когда он ступил на Тюменскую землю, ему едва исполнилось 36 лет. Казалось бы, совсем юный возраст для того, кому предстояло поднимать нефтепроводную отрасль в Западной Сибири. Но у него было главное, что требовалось на тот момент руководителю: трудолюбие, понимание целей и гибкий, подвижный ум. По воспоминаниям старожилов, Михаил Петрович сразу уверенно взялся за дело.

– Начальник понимал, что от того, как сработает управление в первые годы, зависит очень многое. К тому же времени на раскачку не было совсем – требовалось буквально на ходу решать множество сложнейших задач, но ему это удалось, – говорит Юрий Максимович Алякин, который в конце 60-х годов трудился старшим инженером отдела эксплуатации. Свою карьеру он начинал на магистральном нефтепроводе «Дружба», но когда в Сибири открыли нефть, молодого перспективного специалиста отправили на помощь тюменцам.

В этом он был не одинок – из всех уголков нашей необъятной страны на Север ехали люди, которым предстояло пройти нелегкий путь. Впереди их ожидало строительство десятков нефтеперекачивающих станций, трудные тысячи километров трубопроводов, что сложатся в единую мощную систему, напряженные ритмы, ошеломляющие достижения и громкая слава крупнейшего в отрасли предприятия.

  • Простые герои

Условия на трассе были не из легких. Непроходимые болота, крепкие морозы, реки и бесконечные ручьи, постоянно возникающие на пути нефтепровода, полчища комаров и гнуса летом – первопроходцам приходилось несладко. Старожилы вспоминают, что порой на весь шалаш, где размещались покорители трассы, выделялся лишь один обогреватель и каждый старался устроиться на ночлег так, чтобы валенки и чуни поставить как можно ближе к источнику тепла. В противном случае обувь просто не успевала просохнуть. В итоге нередко к утру войлок начинал тлеть, а волосы, наоборот, примерзали к обледенелой стене.

Несмотря ни на что, каждый день шагали нефтепроводчики на смену, меся непролазную грязь болотными сапогами или часами трясясь в машине по бездорожью. Причем даже до ближайших станций, до которых от Тюмени полчаса неспешной езды, было не так-то легко добраться.

– Дорог практически не было, – вспоминает Александр Филиппович Плясунов, работавший в то время диспетчером на неф-теналивной станции, – спасались только вертолетами. Помню, как-то по дороге на ЛПДС «Торгили» умудрились утопить автомобиль – вода попала даже в двигатель. Жаль, не осталось фото, показали бы тем, кто говорит, что сейчас дороги плохие, – шутит он.

По этой же причине остро стоял вопрос снабжения строящихся объектов материалами и техническим оборудованием. В связи с отсутствием аэродромов вариант с самолетами отмели сразу – суровая тайга стояла стеной и не собиралась так просто сдаваться. Немного легче дышать стало с приходом на Север железной дороги, но и она не везде проходила рядом со стоящимися станциями. Спасал только зимник – в холодное время года, когда болота и грязь замерзали, на трассе закипала работа, а летом все опять вставало, стройка затягивалась. Единственное, что спасало, так это небывалый энтузиазм нефтепроводчиков.

– Удивительные люди работали рядом, – вспоминал потом Михаил Петрович Савельев, – казалось, не замечали они ни сурового сибирского климата, ни тяжелого быта на строительных площадках. Ликвидация аварий, пожары на нефтепроводах и станциях требовали настоящего героизма – не побоюсь этого слова.

Сил простым героям придавало ощущение важности и значительности происходящего. Это заставляло забыть про усталость и уверенно двигаться вперед. К тому же трудности ломают лишь слабых, а сильных закаляют.

Несколько лет спустя Михаил Савельев признался, что если бы не было всех неурядиц и сложностей, то не было бы и того крепкого, грамотного коллектива, который сложился в основном за первые годы работы. После решения глобальных «трассовых» задач, такие «мелочи», как отсутствие крыши над головой, уже никого не смущали. Ведь долгое время сотрудникам Управления магистральных нефтепроводов Западной и Северо-Западной Сибири приходилось попросту скитаться, тюменские нефтепроводчики были согласны на любые варианты. Первые месяцы ютились в помещении «Дома контор». Здание еще достраивалось, а в крохотных прокуренных комнатах уже кипела работа, стоял гул голосов. Зимний холод не давал раздеться – работали, не снимая пальто.

Очередное помещение Управления оказалось также не слишком пригодным для работы. Расположились в старой части города – за Троицким монастырем, в здании бывшей электростанции. Все бы ничего, да только рядом находилась кочегарка, которая сводила на нет все способы борьбы с золой.

«Прорвемся, не впервой», – отшучивались нефтепроводчики. И действительно, прорвались, Михаил Петрович выбил-таки у начальства необходимые средства на строительство здания по проезду Геологоразведчиков. Оно и сейчас стоит на прежнем месте, теперь в его стенах трудятся сотрудники Тюменского УМН.

  • Плечом к плечу

Те, кому довелось работать бок о бок с Михаилом Савельевым, отмечают, что при всей своей невообразимой занятости он не терял главного – внимательности к людям и душевной теплоты.

– Первое время только диву давались: ну разве может быть начальник таким участливым? – говорит Юрий Алякин. – Он никогда не забывал поздороваться, спросить о делах. Однако при всем этом Михаил Петрович был отличным руководителем и грамотным инженером. Не пасовал перед сложными задачами, не боялся нести ответственность за поступки. Он никогда не сидел на месте и по-хорошему «болел» своим делом.

К решению кадрового вопроса первый начальник подошел со свойственным ему неравнодушием: он лично читал персоналу лекции по гидравлике, расчету лупингов и другим дисциплинам, постепенно привлекая к этому делу и других специалистов с высшим образованием. Рассчитывать на помощь со стороны не приходилось, вот и растили кадры самостоятельно.

Темпы все ускорялись. Кривая роста объемов транспортируемой западносибирской нефти неуклонно стремилась к вертикали с каждым годом: если в 1968 году перекачали более 10 млн. тонн нефти, то уже через год показатель удвоился, а в 1970 году превысил 31 млн. тонн. За период с 1968 года по 1975-й введено в эксплуатацию 26 НПС и более 3 тысяч км магистральных нефтепроводов. Построен нефтепровод Усть-Балык – Курган – Уфа – Альметьевск, досрочно введен в эксплуатацию нефтепровод Усть-Балык – Нижневартовск и головная НПС «Нижневартовская». Параллельно с этим Савельев организовал ремонтные бригады – начальник понимал, что коллективу предстоит вести огромную работу по исправлению многочисленных огрехов строителей, зачастую вынужденных сдавать объекты к определенным датам, укладываясь в нереальные сроки.

Создание УМНЗиСЗС в конце 60-х сыграло важную роль в координации и форсировании работ по сооружению и вводу в строй магистральных нефтепроводов. В том, что Тюменская область стала главной нефтегазовой энергетической базой страны, немалая заслуга принадлежит и трубопроводчикам, которые стояли у истоков – Михаилу Петровичу и его молодому коллективу. Перечислять заслуги этого человека можно очень долго. Об этом говорит и тот факт, что Михаил Петрович награжден орденами

Трудового Красного Знамени и «Знак Почета», а также медалями. Но для него не это являлось главным. И те, кто стоял у истоков вместе с ним, и те, кто повстречался с ним позднее, во время его визитов в Тюменскую область, вспоминают, что он очень любил «свою» трубу, жил этим делом и был безнадежно влюблен в романтику трасс.

Автор статьи: Юлия ШИРШОВА

рубрика: История