Медиакарта
1:38 | 18 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Где вспыхнул радиацией Чернобыль

В ту ночь 1986 года украинский городок Припять мирно спал. Всего около двух километров отделяли его от Чернобыльской АЭС. Жили здесь молодые атомщики и ядерщики, которые в большинстве своём и работали на АЭС. Такое соседство тогда никому не казалось опасным. Трагедия случилась неожиданно: 26 апреля в 1 час 23 минуты произошёл взрыв на четвёртом реакторе, миллионы радиоактивных частиц были выброшены в атмосферу, смешались с пылью, повисли в воздухе, излучая смерть.

Всех жителей, которые находились в тридцатикилометровой зоне, эвакуировали в течение трёх дней после аварии. На заражённые территории прибыли военные, пожарные, простые водители, рабочие, призванные по повестке в военкоматы со всего Советского Союза. Из Голышмановского района было мобилизовано более 35 человек, сейчас в живых из них осталось 18. Николая Григорьевича Дюкова отправили в Чернобыль в апреле 1988 года.

– Говорили, через две недели отпустят домой, а пробыл я там больше пяти месяцев.

В военном билете указано, что Дюков участвовал в ликвидации аварии на ЧАЭС, работая водителем. Не словоохотлив оказался Николай Григорьевич, и даже стеснялся, что о нём вспомнили, мол, я же позднее там был, уже не такая большая радиация...

Спустя 26 лет по Чернобылю и Припяти организуют экскурсионные туры, и в иных местах дозиметры зашкаливают. И сейчас люди продолжают бороться. На АЭС сегодня работают больше тысячи специалистов, в скором времени планируется строительство нового саркофага. В тридцатикилометровой зоне отчуждения остались «самосёлы», те, кто не покинул свои дома после случившейся трагедии. Люди ведут хозяйство, выращивают скот, ловят рыбу и не боятся радиации, которой не видно и не слышно.

Николай Дюков служил в 29 Сибирском полку химической защиты водителем. На закреплённом за ним «ЗИЛ-130» возил обеды для солдат, которые проводили дезактивацию населённых пунктов, в том числе Чернобыля и Припяти. Дислоцировалась воинская часть в селе Черемошня Киевской области Иванковского района. В шесть тридцать утра колонна пожарных машин отправлялась на работу. Ликвидаторы водой смывали радиоактивную пыль с домов и всех хозпостроек, убирали во дворе траву, перекапывали землю, снимали верхний слой грунта и вывозили его на специальные могильники. Очищали и обрабатывали колодцы. Первые сибиряки, которые прибыли в зону в 1986 году, жили в обыкновенных пионерских палатках, по десять человек в каждой. Но уже в конце года построили сборно-щитовые казармы, сложили баню из местного леса. Николай Дюков вспоминает, что даже артисты из Киева приезжали с концертом.

Ни о каком героизме тогда не говорили, люди выполняли приказ, не щадя своего здоровья. На каждого ликвидатора заводилась индивидуальная карточка дозы радиоактивного облучения. Но разве реально его учесть полностью? Работали в респираторах -лепестках, но курящие, к примеру, часто забывали его надеть. А пыль, которую приносили на сапогах из загрязнённой зоны? На пунктах спецобработки мыли только машины. По воспоминаниям участников ликвидации аварии, материально-техническое обеспечение всё же было не на должном уровне. К примеру, рукава у пожарных машин «фонили» так, что уши закладывало: воду-то закачивали из местных, заражённых, рек. Однако заменить их было нечем. Или сломается машина, нужны запчасти. Где их взять? Шли на «кладбище» заражённой техники, добывали механизмы и ремонтировали.

Однажды ночью полк подняли по тревоге: сообщили, что на ЧАЭС пожар. Многие из личного состава тогда ждали замену и собирались домой, были и такие, кто готов был встать перед командиром на колени, мол, пожалей, не поедем, у нас дети. Однако поставленную задачу надо было выполнять. Уже въехали в Припять, когда по рации передали отбой: ворошиловградские пожарные локализовали пожар. Только потом все осознали, что ехали практически на смерть...

В 1988 году в Чернобыле больше пяти месяцев, кроме Николая Дюкова, были ещё двое голышмановцев — Александр Громов и Александр Молотков. Ни для одного из побывавших там, это не прошло бесследно ни для здоровья, ни для души. Чернобыльская атомная электростанция была крупнейшей в мире, уступала по мощности только японской и французской. Землетрясение и цунами в Японии год назад разрушили АЭС «Фукусима». «Мирный» атом ещё раз напомнил людям о том, как хрупок и неустойчив человеческий мир...

Фото автора

На снимке: Н.Г. Дюков

Автор: Ирина Шадрина