– Вы знаете, все дети хотят петь, просто родители не всегда об этом знают. Гектор Берлиоз говорил, что в образовании каждого народа должна быть буква, цифра и нота. Букву и цифру мы даем всем, а вот ноту – нет, – сожалеет Ольга Шешукова, учитель младшего сводного хора детской музыкальной школы при колледже искусств.
Уже от третьего дирижера-хоровика я слышу, что для любого ребенка важно музыкальное образование. И что музыкальное образование на начальном этапе не обходится без хорового пения – дети легче всего учатся петь именно в хоре. Почему? Я решила это узнать в музыкальной школе при колледже искусств.
Вместе дышать и петь в унисон
– Вы же знаете, когда поешь, шея и спинка должны быть прямыми, иначе звук искажается. Ну-ка распрямились! – Елена Смелик, учитель подготовительного класса хорового пения, начинает урок.
Ученики выпрямляют спины, поднимают головы, руки кладут на коленки.
– А я не буду! Я сюда сразу после тренировки пришел! – протестует один из учеников.
Уже пять часов вечера. Ребята, кажется, действительно немного устали: все после школы. Тогда Елена Викторовна предлагает спеть «песенку-чудесенку». И – чудо! – дети сразу оживают:
– Ура!
– А давайте трехголосием споем?
– Посмотрите на меня! Посмотрите, как я сижу!
Трехголосием, правда, они не спели – еще не умеют, но уже мечтают.
В подготовительный класс дети приходят с шести лет. Приходят «гудошниками» (так называют в музыкальной школе детей, которые вместо пения – «гудят»), с плохой дикцией, с неправильным дыханием. Кто-то кричит, а кто-то, наоборот, боится издать звук. За год обучения главное – научиться кантиленному (слитному) пению и пению в унисон.
– Здесь дети начинают чувствовать, что их объединяет именно музыка. Для этого мы проводим общее музицирование: поем гаммы, отдельные звуки. Слышали у нас на репетиции: ми-мо-ма? Да-ди-до-ди-да? Через эти звуки они прислушиваются друг к другу. Пока прислушиваются, а скоро научатся и слышать того, кто поет рядом, – говорит Елена Викторовна.
Эта группа уже научилась петь в унисон, и ребята приступили к знакомству с двухголосным пением. Они понимают дирижерские жесты и даже пробуют сами. Ну и пусть пока это всего лишь неуклюжие взмахи руками.
– Раскрепостить детей – еще одна цель подготовительного класса. Многие детки приходят к нам зажатыми, боятся рот открыть, показать эмоции. Часто родители ругают детей за то, что они громко говорят, кричат, балагурят… вот ребенок и зажимается. Так может пропасть потрясающий голос! А в окружении других детей ребенок не боится петь, ведь здесь все поют, как могут. Он избавляется от напряжения через голос и эмоции, – говорит Елена Викторовна.
Показывать эмоции детей тоже учат.
– На этом куплете мы будем сердитыми! Как мы сердимся? – спрашивает у учеников Елена Викторовна.
Ребята хмурят брови, сжимают губы, кто-то топает ногами, а кто-то складывает руки перед собой и, кажется, больше изображает обиду. Они увлекаются, начинают строить друг другу рожицы, но это тоже часть урока.
– Мы стараемся на начальном этапе подавать детям музыкальное образование как игру, чтобы большими нагрузками и строгостью на уроках не отбить желания заниматься музыкой. Им и в школе нагрузки хватает, – говорит Елена Викторовна.
На следующем этапе обучения – в младшем сводном хоре – все чуть серьезнее. В это время у детей, особенно у мальчиков, начинается ломка голоса, поэтому учителям надо быть осторожными и следить за нагрузками на голосовые связки.
«Хор – это вокальное ухо»
В младшем сводном хоре учатся четыре года – с первого класса. Помимо хорового пения ребята выбирают себе инструментальное направление: пианино, скрипка, фортепиано, народные… Но все-таки главным инструментом остается голос.
– Это инструмент, который дан нам от природы. Для его настройки дети должны быть в окружении себе подобных, учиться друг у друга. В хоре один ведет другого, другой учится, потом тоже учит более слабого ученика. Все в хоре слушают, как поют те, кто стоят рядом с ними, и стремятся к их уровню. Хор – это вокальное ухо, – говорит Ольга Александровна.
На первый взгляд, я не вижу разницы между подготовительной группой и младшим сводным хором: маленькие дети тоже балагурят, крутятся на месте, что-то выкрикивают. Но когда Ольга Александровна просит их выстроиться в хор, хватают партитуры и бегут на нужное место. Мальчики справа, девочки – слева.
– Алексей Зацепин – известный композитор. Все же знают его песню «Есть только миг?». Но сейчас мы споем другую его песню – «Солдат России». Сначала поют втроем Алиса, Соня и Элла. Второй куплет – мальчишки. Итак, спинки ровно, ножки к полу – как дубочки!
Учитель поднимает руки, и ребята начинают петь, но что-то не ладится. Тогда Ольга Александровна предлагает спеть в ля миноре, а не в фа мажоре. И пение действительно становится звонче. Когда песня заканчивается, приступают к разбору ошибок.
– Поднимите руку, кто пел на цепном дыхании? Никто? На длинных нотах цепное дыхание обязательно, не забываем. Нельзя петь только на том воздухе, что в тебе, – замечает Ольга Александровна.
Учитель дает детям время отдохнуть, а я, пользуясь моментом, спрашиваю: что им нравится в хоровом пении?
– Если я ошибусь или что-то забуду, то другие мне помогут! Мы всегда друг другу помогаем, – Алиса, 10 лет.
– Когда поешь в хоре, то совсем не стесняешься, и хор – всегда дружный, потому что если мы не будем дружными, то звук не будет красивым, – Миша, девять лет.
– Главное, не страшно забыть слова, если забудешь, можно подождать, пока вспомнишь или кто-то подскажет, – Маша, 11 лет.
– Маша, нет! А если все слова забудут? Представляешь? Тут от каждого ведь зависит. Хор – это... как муравейник, если половину муравейника убрать, то он еще будет жить, но уже не так, как надо, вот и если кто-то забудет слова, красивого звучания не будет! – спорит Миша.
– А мне нравятся песни, которые мы поем. Особенно про маму, я ее своей маме дома пою, – смягчает обстановку Алиса.
В младшем сводном хоре дети уже сами приносят на уроки песни, которые хотят петь. Иногда приносят стихи, в которых слышат музыку – их тоже распевают.
Но все-таки репертуар песен определен. Ольга Александровна считает, что это важно. Она вспоминает слова свердловского дирижера Евгения Колобова.
– Он сказал, что ему три истины, как святыни, передали учителя в хоровом училище имени Глинки при Ленинградской академической капелле – Родина, родители и музыка. Вот эти три истины мы стараемся с помощью хорового пения заложить и в наших детях.