Медиакарта
21:52 | 8 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Авдеевский лог

Не каждому дано при жизни заработать себе памятник. А вот Александр АВДЕЕВ может этим гордиться. На 327-м километре автодороги Тюмень - Тобольск - Ханты-Мансийск (недалеко от поворота на с. Горнослинкино) есть дорожный знак, точнее, табличка с надписью «Авдеевский лог». Об Александре Акимовиче рассказывают люди, которые много лет работали и работают рядом с ним.

Личное дело

Александр Акимович АВДЕЕВ родился 21 сентября 1938 года в селе Бударино Чапаевского района Уральской области (Казахстан). В 1961 году окончил Саратовский политехнический институт по специальности «мосты и тоннели» с присвоением квалификации инженера-строителя.

Трудовую деятельность А.А. Авдеев начал в августе 1961 года с должности мастера ДСР-1 в городе Слюдянка Иркутской области, с 1965 года - заместитель начальника, с 1965 по 1980 год - начальник ДРС-1 управления дороги Красноярск - Иркутск. С октября 1980 г. по март 1996 г. - заместитель управляющего трестом Сибдорстрой. С 1 марта 1996 г. работает заместителем директора Федеральной дирекции автодороги Тюмень - Ханты-Мансийск. В 1999 году дирекция переименована в Федеральное управление автомобильных дорог «Урал». А.А. Авдеев и сегодня продолжает плодотворно трудиться.

Указом Президента Российской Федерации от 16 октября 1991 года Авдееву присвоено почетное звание «Заслуженный строитель РСФСР». Имеет Александр Акимович и другие награды: знак «Почетный дорожник» (1978), орден «Знак Почета» (1985), нагрудный знак «Почетный работник транспорта России» (1995).

Памятник при жизни

Начальник Уралуправтодора И.Ю. ЗУБАРЕВ:

  • К Александру Акимовичу испытываю глубокое уважение не как к человеку в возрасте, а как к коллеге-дорожнику, профессионалу с большой буквы. К сожалению, таких людей, как Авдеев, у которых вся жизнь сосредоточилась только на работе, становится все меньше...

Александру Акимовичу за семьдесят, и как-то у нас возник разговор о его будущем. Я ему сказал: «Вы будете работать столько, сколько позволит Вам Ваше здоровье». Понимаю так: нельзя отнимать у Александра Акимовича работу, они существуют вместе. Он всегда в курсе того, что происходит на дороге, на ощупь знает каждый метр трассы, воспринимает и решает дорожные проблемы не в силу своих должностных обязанностей, а по личным мотивам. Недаром сложный участок дороги назвали Авдеевским логом, при жизни увековечили память о строителе. Это дорогого стоит.

Много лет мы пытались включить в программу реконструкции мост через Демьянку и наконец-то добились утверждения проектно-сметной документации. Авдеев профессиональный мостовик, начинал строить этот переход и, я надеюсь, достойно его завершит. Может быть, мы и новому мосту дадим имя Авдеева? Тогда на дороге от Тюмени до Ханты-Мансийска появятся два участка, носящих имя Александра Акимовича: Авдеевский лог и Авдеевский мост. А что, звучит хорошо, мне нравится.

Генеральный директор ЗАО «Сибдорстрой» В.В. КОЧЕГАРОВ:

  • Я несколько лет работал рядом с Авдеевым, и, не побоюсь этого слова, он стал легендой среди строителей Западной Сибири. Всю свою жизнь посвятил дороге, именно так.

Я пришел в коллектив молодым специалистом, Александр Акимович многому меня научил, за что я его безмерно уважаю. Каждому из нас он дал серьезное и вдумчивое отношение к работе. Можно сказать, я прошел школу Авдеева. Помню, собираюсь на работу, утро, где-то половина седьмого, а он уже звонит: как вчера день прошел, какие планы на сегодня? Такой вот человек. Эту черту характера я у него перенял. Утро и вечер провожу «по-авдеевски». По утрам голова лучше соображает, и хорошо строить планы на день, а вечером проанализировать, что успел, что нет...

Щедрой души человек

Заместитель начальника Уралуправтодора С.Ю. КИРСАНОВА: - Уже тогда все за глаза называли его Черным полковником. Потому что он был суров и требователен не только к себе, но и к окружающим. Уже в шесть часов утра он звонил всем начальникам участков, ставил их по стойке смирно и строго спрашивал: «Почему у тебя на таком-то километре до сих пор асфальт не уложен?» или «Почему у тебя вместо двадцати машин работали всего две!?» И так посмотрит, так скажет, словно стирал человека с лица земли. К тому же во всем черном - плаще, костюме, рубашке. Никогда не улыбнется... Мало того, он и здоровался-то не со всеми. Бывало, пройдет молча, посмотрит сквозь тебя, словно и не видит, и думаешь: чем я такое отношение заслужила, как добиться его расположения? А он так ко всем молодым относился. Только после того, как начинающий специалист показывал себя в деле, он снисходил до общения, и это воспринималось как награда.

Лично меня он научил ценить профессионалов. Именно ценить. Потому что мостовика грамотнее его я за всю свою жизнь не встречала. Память у Александра Акимовича изумительная, он помнит объекты, которые строил и двадцать, и тридцать лет назад! Все проекты и цифры, словно на фотопленке, навсегда отпечатались в его памяти. Позднее я поняла, что за маской педанта скрывается щедрой души человек. Однажды моя мама попала в больницу, все мы за нее, конечно, переживали, но больше всех... Александр Акимович. Каждый день он вызывал меня к себе и спрашивал: как маман? Я отвечаю: да нормально, лучше уже. Он: что нужно? Ты отвезла ей продукты? Купила лекарства? Когда была последний раз? Я говорю: да понимаете, прихожу домой уставшая, ребенок маленький, некогда, три дня назад была. А он: три дня!? Немедленно бери машину и поезжай. Тут же вызывал водителя и отпускал меня в больницу. Даже не отпускал, а буквально выгонял! Меня эта его забота поразила. Заканчивается любое совещание, он: Светлана, останься. Ну что, как маман? Мама месяц болела, и он каждый день меня про нее спрашивал. Я к нему уже с отчетом о мамином состоянии заходила.

Закончила я курсы в Москве, назначили меня председателем комиссии по торгам, тогда эти конкурсы и аукционы на право проведения тех или иных работ только-только начинались. И моим заместителем стал не кто иной, как сам Авдеев. По торгам мы с ним тесно работали. Не скажу, что было легко, когда работаешь с Авдеевым - легко не бывает. Зато иногда он вдруг раскрывался с неожиданной стороны. Мог и анекдот к месту рассказать, и подколоть без злобы. Любил и поучать, что тут греха таить.

Прихожу однажды на работу, а он: Что-то ты сегодня, Светлана, не- важно выглядишь... Да плохо выспалась, говорю. А когда проснулась? В семь, отвечаю. И тут он выдает целую тираду. Была бы ты моей женой! - говорит он громче обычного. - Надо вставать не в семь, а в пять утра. Мужа потчевать не чаем с бутербродом, а полноценным завтраком.

Почему он любит воспитывать? Нерастраченное чувство заботы о молодых, желание поделиться своим опытом, помочь человеку избежать ошибок, мне кажется, прежде всего движет им.

Заместитель начальника планово-экономического отдела Уралуправтодора Л.В. ЖУКОВА:

  • С Александром Акимовичем я работаю с ноября 1979 года и могу сказать о нем только хорошее. Человек порядочный, всегда поможет в трудную минуту. Был такой случай: работала у нас Наталья Ивановна Белоусова. Навалились на нее всяческие беды, повредила она ногу, ушла на инвалидность, потом муж ее умер... Она уже не работала у нас, а жила в одном доме с Авдеевым. И вот, как это зачастую бывает, все про Наталью Ивановну забыли. Кроме Александра Акимовича. Он постоянно помогал ей, как мог, в том числе и деньгами. Такой у него характер, своих самых дальних родственников никогда не забывал.

Часто бывала с ним в командировках, и на трассу ездили, и в Москву на совещания-семинары. Его особая черта характера - много не говорит, ставит задачу кратко и понятно. Умеет держать паузу, выслушать человека. Хотя Авдееву далеко за семьдесят, его невозможно представить на пенсии. Думаю, что и по дому он ничего делать особо не научился: все таланты и способности отдавал только дороге.

Пешком по плитам

Ведущий эксперт филиала Уралуправтодора в Тобольске С.И. ЛЮБЯКИНА:

  • В Сибдорстрой мы с Александром Акимовичем в одно время пришли. Начиналось все с трех вагончиков во дворе нефтепроводного управления. Стояли они буквой «п», в них и располагался штаб треста.

Еще с тех пор осталось от Авдеева ощущение грозного человека. Ходил суровый, насупленный, смотрел под ноги, а если глянет на тебя, словно душу наизнанку вывернет. Работы было выше крыши. Создавали базы в Туртасе, на Юности Комсомольской, в Демьянке и Пыть-Яхе, строили временные поселки и детские сады. Эту дорогу он прошел пешком от Тобольска до Южного Балыка. Причем в буквальном смысле.

Раньше на многих участках дороги укладывали бетонные плиты, понятно, от времени и нагрузок они разрушались, трескались, приходили в негодность, арматура торчала, как противотанковые ежи. Понадобилась ведомость-дефектовка на все плиты, для их замены. На автомобиле такую работу не сделаешь, надо ножками все пройти, краской отметить негодные плиты, занести в ведомость. В помощники себе он взял молодого специалиста Владимира Яковлева, тот к нам после армии пришел, в 2003 году. Протопали на пару... Без Авдеева я наш филиал просто не представляю.

Ведущий программист филиала В.А. ЯКОВЛЕВ:

  • Проходили мы с Авдеевым в районе Салыма ежедневно по 16-18 километров, отмечали пришедшие в негодность плиты, они на дороге были смонтированы в четыре ряда. Выходили в шесть часов утра, возвращались после девяти вечера. И так изо дня в день. Нагрузка и для молодого была большой, а для пожилого человека тем более. Но Александр Акимович держался молодцом, давал и мне фору. Всегда брал с собой старый китайский термос с горячим чаем, кой-какую снедь из дома. Придорожные кафешки не признавал. Решили нас заказчики на дороге проконтролировать, так их мужики каждый день менялись, не выдерживали нагрузки.

Ведущий эксперт филиала Л.А. РАКЕЦКАЯ:

  • История с Авдеевским логом получилась такая. 1988-й год. Дорогу из Тобольска вели на Север, а из Южного Балыка, наоборот, на Юг. «Точку» надо было поставить на 327-м километре, а там как раз, на месте дорожного разрыва, широкий лог. Был настоящий аврал. Насыпь делали метров восемнадцать высотой, шел дождь, мешала грязь, работали днем и ночью. Авдеев и спал прямо в вагончике на трассе. А может, и вообще не спал. И в эти дни ему пятьдесят лет исполнилось. Единогласно решили назвать этот лог Авдеевским. Даже и табличку сделали. Понятно, что для Александра Акимовича это был самый ценный подарок на юбилей.
Автор: Владимир КОМИССАРОВ, журнал «Дорожная карта»