Медиакарта
0:43 | 7 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Подавить «второе я»

Однажды человек выпил в компании рюмку водки, во второй – «поддержал» товарища, а в третий раз принять сто граммов вдруг самому захотелось. Если на протяжении года периодически употреблять спиртное, в мозге вырабатывается очаг застойного возбуждения, так называемое «второе алкогольное я». Развивается зависимость, и во все процессы организма вмешивается алкоголь, управляя поступками, действиями и мыслями человека. Вот примерно так пояснил суть заболевания врач психиатр-нарколог Михаил Константинович Сытик. Он занимается лечением алкоголизма больше тридцати лет. В Малышенскую врачебную амбулаторию к этому специалисту едут со всех городов и районов юга области. На некоторые вопросы мы попросили ответить доктора.

– Михаил Константинович, не сразу ведь человек становится алкоголиком? Читала, что интоксикация и похмельный синдром – разные стадии зависимости. Если в первом случае только одна мысль о спиртном вызывает приступ тошноты, то во втором – организм сам требует очередной дозы.

– Очень мал процент тех, кто регулярно и помногу пьёт, но зависимость у них не развивается. Всё зависит от самого человека, его нервной системы. У алкоголиков очень высокая толерантность, то есть устойчивость к алкоголю. Некоторые мои пациенты рассказывают, что выпивают по три-четыре бутылки водки. Это уже вторая стадия зависимости. Тогда как бутылка водки для непьющего человека может оказаться смертельной. Учёные обнаружили ген алкоголизма. То есть эта особенность передаётся по наследству. И алкоголизм у таких людей развивается в подростковом возрасте, лет с 14-16. В семье всё начинается с родительского примера. Если ребёнок с детства видит пьющих маму и папу, если праздники и застолья непременно проходят со спиртным, то у него складывается определённая схема поведения, что это норма.

– Михаил Константинович, какими методами лечения алкоголизма вы пользуетесь? Где учились?

– После окончания Смоленского медицинского института по направлению попал в Тюменскую область. Работал неврологом, потом полгода учился в Баку, осваивал лечение алкоголизма гипнотерапией. Проводишь сеанс, вводишь зависимого в гипнотический сон, и в этом состоянии внушаешь чувство отвращения к алкоголю. Результативность достигала 40 процентов. Положительным считается результат, если человек не пьёт год-два. В 1995 году учился в Москве, в научно-исследовательском институте на кафедре наркологии, у профессора Юрия Владимировича Валентика. Изучал методику лечения алкоголизма по Довженко, медикаментозную, иглорефлексотерапию. Сейчас часто используем медикаментозный метод. В неделю бывает несколько пациентов, у которых снимаем интоксикацию. Вот сегодня мать привозила сына. Самой за 70, ему 50. Здоровье крепкое, но пьёт сильно. После трёх часов терапии стал гораздо лучше себя чувствовать, мать уговорила полечиться, должны через неделю приехать повторно. Надо хотя бы несколько дней продержаться, не употреблять спиртного, многие не приезжают, потому как не выдерживают ограничения.

– Многие боятся кодирования, считают, что им это не нужно, что смогут самостоятельно бросить пить. В чём суть этого метода, насколько он эффективен?

– Знаю таких, которые после лечения бросили пить совсем, даже в нашем селе. Работаем ежедневно, кроме воскресенья. В субботу обычно продляем код, усиливаем, лечим заново. Сначала кодируем на год. Услуга платная, от двух до трёх тысяч рублей. Если одиннадцать месяцев человек выдерживает, мы продляем код по желанию человека на три года или на пять лет бесплатно. В год лечим до 200 человек. Кодирование – это эмоциональная стрессовая терапия. Страдающих алкогольной зависимостью обычно привозят матери и жёны. Полечится человек – становится другим, меняется характер. Если был покладистым, становится жёстким и неуступчивым, появляется злоба. Человек привык находиться в расслабленном состоянии под воздействием алкоголя, а тут – лишили удовольствия. Первые пару месяцев самые трудные, нужно антидепрессанты принимать, в это время нужна поддержка близких. Не один раз рассказывали мне пациенты истории, когда жёны в сердцах ругались, мол, лучше бы ты пил, чем такого тебя терпеть. Ну, тот пошёл и напился. Без спиртного меняется уклад жизни, надо научиться находить удовольствия либо в работе, увлечься чем-то, цель себе поставить. Приезжают бывшие пациенты, которые даже спустя десять лет после лечения не пьют, и рассказывают, что, наконец-то, в жизни свет увидели. Кто-то машину купил, дом построил, у кого-то дети в вузы поступили, учатся успешно.

– А если человек нарушил код? Выпил, что происходит в его организме?

– Часто бывают психические осложнения, психозы, изменение настроения. Нарушения наблюдаются в 70 процентах случаев. Головные боли, нарушения сна, ориентировки в пространстве. В таких случаях нужно обязательно снять код, иначе человек может серьёзно заболеть. Один пациент приехал через семь лет. Он нарушил код и последствия появились по типу острого нарушения мозгового кровообращения, не мог ходить. Проходил полное обследование в Тюмени, врачи сказали, что в мозге никаких очагов не обнаружено, причину такого состояния найти не смогли. А потом вдруг вспомнил, что когда-то лечился и нарушил код. Приехал ко мне. После двух проведённых сеансов снятия кода встал на ноги, гораздо лучше себя стал чувствовать.

– Михаил Константинович, а табакокурение вы лечите?

– Иглорефлексотерапией. В это время необходимо принимать дополнительные препараты. Был у меня один пациент, решил для «пробы» три сеанса иголок пройти. После двух процедур пожаловался, что перестал чувствовать вкус сигарет, был только металлический привкус. Начал покупать разные марки, не помогло. Провели сеанс ещё раз. Говорит, сигареты опротивели, но курить продолжаю. Упрямый был: удовольствия уже не получал, а привычка осталась. Прошло около месяца, встретились мы с ним, он рассказал, что однажды утром встал, закурил, и буквально всего «наизнанку» вывернуло. С того времени – как отрезало, про курение забыл...

Фото автора

Автор: Ирина Шадрина