Медиакарта
14:14 | 20 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Любая проблема имеет решение

В Тюменской области состоялось первое заседание совета общественных помощников уполномоченного по правам ребенка в регионе

В ноябре прошлого года редакция газеты «Тюменская область сегодня» представила победителей областного конкурса работ по вопросам защиты прав, свобод и интересов детей. Ими стали подростки из разных муниципальных образований и городов региона. Тогда же, на торжественной церемонии награждения, Галина Калюжная, уполномоченный по правам ребенка в Тюменской области, сообщила, что все они отныне стали ее общественными помощниками.

На прошлой неделе ребята вновь собрались в областном центре, чтобы вместе с представителями департамента по спорту и молодежной политике, общественной молодежной палаты при Тюменской областной Думе, регионального отделения Российского детского фонда, компании «Полное право» принять участие в первом заседании совета общественных помощников уполномоченного по правам ребенка в регионе.

– Данный институт действует как совещательный коллегиальный орган, который представляет мнение детей, их позицию, предложения по вопросам, затрагивающим интересы несовершеннолетних, – открывая заседание общественного совета, отметила Галина Калюжная.

Понятие информационной безопасности детей закреп­лено в Федеральном законе № 436 от 29 декабря 2010 года «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который вступит в силу 1 сентября текущего года. Пока есть время, можно внести поправки, но прежде надо найти ответ на вопрос: «Каково состояние информационной безопасности в регионе и как, по мнению ребят, можно уменьшить риск негативного воздействия?» С этим вопросом к своим помощникам обратилась Галина Калюжная.

  • Неотъемлемая часть окружающего мира

Заседание проходило в режиме свободного микрофона. Поэтому первый «виновник» был назван без долгих раздумий. По мнению ребят, наибольший вред их здоровью и развитию представляет Интернет. Хотя Всемирная паутина сама по себе – ни добро, ни зло. Это всего лишь неотъемлемая часть современных реа­лий, которая становится все более доступной.

Тем не менее этот глобальный ресурс зачастую является источником зависимого поведения уже с юного возраста. В то же время вокруг включения интернет-зависимости в обновленный список DSM-V, который вступит в силу с 2013 года, ведутся бурные дебаты. Ряд авторов рассматривает интернет-зависимость как аддикцию, отклонение в поведении, при котором нарушается чувство реальности, ограничено руководство поступками, наконец, возникает психическая и физическая зависимость, утрачивается критика.

Ребята без труда назвали виды интернет-зависимости. Их оказалось три: навязчивый веб-серфинг – беспорядочные переходы с сайта на сайт; пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам; игровая зависимость – разнообразные онлайн-игры. Что необходимо сделать, чтобы информация из Всемирной паутины стала безопасной?

Несовершеннолетние считают: чтобы ребенок с головой не ушел в Сеть, родителям необходимо найти время для общения с сыном или дочерью и позаботиться о том, чтобы их жизнь и отдых были увлекательными и разносторонними. Кроме того, в образовательную школу должны вернуться внеурочные часы – продленка, творческие и спортивные кружки. Для этого теперь созданы благоприятные условия. Причем детский досуг должен быть не только организованным, но и бесплатным.

  • Телевидение и психическое здоровье детей

Актуальность проблемы, по мнению несовершеннолетних, очень высока. В силу отсутствия жизненного опыта, неокрепшей психики ребенок более других подвержен воздействию голубого экрана. Двадцать четыре часа в сутки телевидение демонстрирует фильмы, которые вызывают у детей страх, панику, оправдывают насилие и противоправное поведение, в том числе предоставляется информация, побуждающая к действиям, представляющим угрозу их жизни и здоровью, провоцирующая детей на суицид.

Несмотря на то, что для каждого телевидение стало неотъемлемой частью повседневной жизни, способ избавиться от травмирующего воздействия на неокрепшую психику, негативной и способной развить в ребенке порочные наклонности информации есть. Это, по мнению детей, хорошо прописано в новом законе: «Распространение информации должно быть ограничено возрастными категориями: не достигшие 6 лет, достигшие 6 лет, достигшие 12 лет, достигшие 16 лет».

Например, для детей, достигших шестилетнего возраста, допускается к обороту продукция, содержащая ненатуралистическое изображение или описание несчастного случая, аварии, ненасильственной смерти, но без демонстрации их последствий, которые могут вызвать у детей ужас, страх.

К обороту продукции, допускаемой для детей, достигших 16 лет, может быть от­не­се­на информация о наркоти­ках с указанием последствий их употреб­ления, но без демонстрации применения и при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к их потреблению.

Также для подростков, достигших 16-летнего возраста, допускается информация, не эксплуатирующая интереса к сексуальным отношениям и не носящая оскорбительного характера при изображении или описании половых отношений между мужчиной и женщиной.

Дошкольникам разрешается просмотр видеопродукции, разрешенной детям, достигшим 12 лет, при условии нахождения рядом их родителей или иных законных представителей.

Кроме того, сведения о том, какой возрастной категории несовершеннолетних разрешен тот или иной информационный продукт, должны указываться его производителем в сопроводительных документах. Информация о том, для какой возрастной категории рекомендован фильм, спектакль или шоу, должна быть размещена на афишах, рекламных объявлениях, входных билетах.

Безответственное родительство, считают общественные помощники уполномоченного по правам ребенка в Тюменской области, должно быть наказано не только руб­лем, но и личной свободой.

…Еще долго ребята называли проблемы и предлагали недетские пути их решения. Не всегда мнения подростков совпадали, но в одном они были едины: «Сделать можно многое, если не оставаться равнодушным и не быть слепым проводником столь привычного административно-командного стиля общения с детьми».

мнения

Олег УЛЬЯНОВ, абатская средняя школа № 1, 11-й класс:

– В настоящее время в стране сложилась система вседозволенности. Ее «поставщиком» является Интернет, который значительно вредит здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию. Необходимо на законодательном уровне закрепить не только родительский контроль, но и ответственность провайдера за предоставляемый пакет услуг. Он должен составляться с учетом детей в семье.

Алексей БОРОВИКОВ, ялуторовская специальная школа-интернат № 6 для слепых и слабовидящих детей, 10-й класс:

– Во всех школах Тюменской области есть выход в Интернет, но там установлены «фильтры» – программы, которые ограничивают или не допускают детей на небезопасные для их здоровья сайты. А вот дома у ребенка полная свобода – как правило, родители не владеют компьютерной грамотностью. Считаю, необходимо в рамках областной программы «Расширяем горизонты» провести родительский всеобуч.

Дмитрий ШМИДТ, средняя школа № 8 г. Ишима, 11-й класс:

– Родители сегодня вынуждены много работать, что приводит к социальному сиротству. Детям не хватает общения, поэтому они часами «зависают» в социальных сетях. Там у них появляется много виртуальных друзей, не всегда хороших. Пора возвращать детей к реальной жизни. Спорт и спортивные сооружения, культурно-развлекательные центры, школа после уроков должны быть возвращены детям на бесплатной основе. Тогда нашим родителям не придется так много работать.

Автор статьи: Людмила ШОРОХОВА

рубрика: Социум


словарь

Информационная безопасность детей – это «состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию».