Высокая гражданская позиция и чувство ответственности
В марте 2005 года 15 кандидатов в депутаты получили поддержку избирателей на выборах и образовали состав представительного органа - Думу Уватского муниципального района. С этого момента началась работа депутатов по формированию нормативно-правовой базы местного самоуправления.
Непростая и ответственная нормотворческая работа депутатов была обусловлена вступлением в 2005 году в силу Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131, а в 2007 году - Закона «О муниципальной службе в РФ». Эти документы диктовали новые подходы в организации местного самоуправления.
За 5 лет работы депутатами принято 433 решения по различным вопросам местного самоуправления. С 2005 года депутаты Думы третьего созыва начали выстраивать систему документов по управлению и распоряжению муниципальным имуществом в районе, приняли ряд положений, утвердили ставки арендной платы за землю в Уватском районе, порядок предоставления земельных участков, упорядочили градостроительную деятельность, утвердили правила застройки населенных пунктов.
Приоритетными вопросами работы депутатов были Устав и бюджет района. Каждый проект представленного документа активно обсуждался депутатами, разъяснялся специалистами администрации, так как депутаты понимали, что их решение коснется интересов отдельных категорий граждан или в целом всего населения района. Просматривая принятые Думой решения, нельзя не заметить, что внесение изменений в российское и региональное законодательства требовало от депутатов внесения изменений и поправок в ранее принятые ими решения.
Программно-целевой метод планирования бюджета с 2008 года внес коррективы в работу Думы: необходимо было рассмотреть и утвердить 18 районных целевых программ и обеспечить контроль за их исполнением.
В соответствии с Уставом Уватского муниципального района Дума осуществляет плановый контроль за работой исполнительного органа - районной администрацией.
Все депутаты работают на непостоянной основе, сочетая исполнение депутатских обязанностей со своей профессиональной деятельностью. Присутствуя на заседаниях, я не раз убеждалась в том, что они работают над формированием нормативно-правовой базы местного самоуправления юридически грамотно. За 5 лет совместной работы научились уважать мнение друг друга и находить правильное решение.
11 мая 2010 года состоялось очередное заседание районной Думы. После завершения его я задала несколько вопросов депутатам, опыт работы которых в представительном органе составляет 5 лет.
Первый вопрос адресовала председателю Думы Захарову Михаилу Ивановичу.
- Сравниваю Вашу первую Думу на посту председателя с сегодняшней: появились уверенность, умение вести диалог по обсуждаемым вопросам. Поделитесь своими впечатлениями о работе в Думе.
Захаров М.И.:
- Местное самоуправление входит в нашу жизнь очень непросто. Думаю, все депутаты в этом убедились, работая над документами и в своих округах. Работа в Думе обязывает ко многому. Считаю, что научились работать с документами, стараемся коллективно разобраться в их сути, научились доказывать правоту своего мнения. Заслугой считаю и отсутствие конфликтов между депутатами и структурными подразделениями администрации, которые готовят проекты документов на заседания Думы. Разобраться в сложных проблемах нам помогал «Час депутата», на который приглашали руководителей комитетов, отделов администрации, практиковали выездные заседания Думы. Полную информацию о принимаемых решениях публиковали в районной газете и на официальном сайте администрации.
Думаю, приобретённый депутатами опыт мог бы послужить залогом успешной работы в новом составе, хотя не исключаю и обновление.
- Каким, на Ваш взгляд, должен быть состав Думы четвёртого созыва?
Гарипов Фаяз:
- На мой взгляд, состав Думы необходимо частично обновить. Надо ввести молодых, энергичных, юридически подготовленных, но при этом сохранить прежний костяк.
- В районе внедрён програм-мно-целевой метод планирования бюджета. Все цифры разрабатываются соответствующими структурными подразделениями администрации и утверждаются депутатами. В чём заключается работа депутатов над программами?
Головян Сергей Валерьевич:
- Наша точка зрения не всегда совпадает с мнением разработчиков документа. В ходе диалога выясняем отдельные позиции. Были случаи, что программу отправляли на доработку. Так же работаем над бюджетом, особенно внимательны к разделам, где отражено развитие социальной инфраструктуры. И самое главное, осуществляем контроль за исполнением бюджета и программ.
- Местное самоуправление - это прежде всего социальная активность граждан по решению вопросов местного значения в границах своего поселения. В ряде сельских поселений эта работа ведётся достаточно активно, в других - сведена к нулю. Как повысить активность населения?
Рахимов Хачат Мухаметрахимович:
- Необходимо повысить информированность граждан. Надеюсь, придёт время, когда в Туртасе начнёт вещать местная студия телевидения и жители поселения будут получать больше информации о принимаемых мерах исполнительного органа, о практических делах по решению всех вопросов жизнеобеспечения граждан, а отчет главы администрации поселения будет проходить с большим охватом населения, когда депутатам будет отведена ведущая роль в оценке работы исполнительного органа. Необходимо также знакомить население с решениями сельской Думы.
- Для успешного решения вопросов местного значения необходимо взаимодействие представительной и исполнительной властей. Как у вас обстоят дела?
Калинина Татьяна Викторовна:
- Считаю, что в Ивановском сельском поселении взаимодействие осуществляется в полной мере. Председатель сельской Думы и глава администрации совместно решают многие вопросы по предоставлению услуг населению. Убеждаюсь в этом на собраниях граждан, а также знаю об этом от депутатов сельской Думы.
Депутаты районной Думы по 12 и 13 округам Стерхов Олег Александрович и Демиденко Сергей Викторович успешно сочетают работу в районной Думе с активным участием в решении вопросов жизнеобеспечения населения села Демьянское. Более того, оба руководят промышленными предприятиями. Велика их заслуга в том, что Демьянское сельское поселение стало примером совместной работы депутатов районной и сельских Дум по решению вопросов местного значения.
- Каковы Ваши планы на будущее? Не устали ли от такой нагрузки? В чём секрет результативной работы на благо людей?
Стерхов О.А.:
- Прежде всего, Демьянскому поселению повезло с главой администрации - объединение всех в единую команду произошло благодаря её инициативе. Мы собираемся в администрации, чтобы обсудить планы, определяем поручения. Я коренной житель Демьянского, люблю свое село и в меру своих сил стараюсь улучшать его. Так будет и дальше, независимо от того, буду депутатом или нет.
Демиденко С.В.:
- Отдыхать буду на пенсии. Если население окажет доверие, продолжу работу в районной Думе. Я готов пойти ещё на один срок.
Гребень Владимир Иванович, депутат по округу № 15. Его активная жизненная позиция по решению вопросов жизнеобеспечения поселка Муген известна многим. Он частый гость в администрации поселения, участвует в заседаниях сельской Думы и достаточно активен в работе районной Думы.
- Как удаётся сочетать работу на основном производстве с активной общественной?
Гребень В.И.:
- Меня выбрали, значит, в меня поверили, и я должен это доверие оправдать. Мне не безразлична судьба Сорового поселения и поселка Муген.
До окончания полномочий районной Думы третьего созыва осталось чуть больше четырёх месяцев. 10 октября 2010 года население района путём голосования будет решать, кому из кандидатов в районный представительный орган передать свои властные полномочия по представлению и защите их интересов. Делая выбор, надо помнить: одним из определяющих факторов эффективной работы районной Думы является компетентность и профессионализм выборных лиц. Депутаты действующей Думы обладают этими качествами в полной мере.
С. БРОННИКОВА