Медиакарта
13:24 | 7 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Кинопремьера к Дню Победы: Матч жизни и смерти

9 августа 1942 года, Киев. На зеленом поле выстраиваются в ряд немецкие спортсмены команды «Flakelf» и киевские футболисты сборной «Старт». Высокие мускулистые захватчики, солдаты и офицеры противовоздушной обороны, вскидывают руки вверх, громко кричат: «Хайль!» А наши «стартовцы», в составе которых были и игроки знаменитого еще в довоенную пору «Динамо», приветствуют соперника традиционным «Физкульт-привет!» Игра началась… Счет открывают немцы. Часть публики ликует, военачальники открывают шампанское и начинают праздновать победу. Не рано ли? Совсем скоро их радость сменяется на гнев: Иван Кузьменко дальним ударом забивает мяч, сравнивая счет. После долгой борьбы Макар Гончаренко вырывается вперед, обходит защитников немецкой команды и попадает мячом в угол ворот. Теперь ликуют советские болельщики - кидают в воздух фуражки, обнимаются, кричат… О том, что было дальше на поле, развернувшимся перед нами на киноэкране, просто умолчу – иначе это будет пересказ сюжета, совершенно не нужный для будущих зрителей фильма. Позже этот футбольный поединок назовут «матчем смерти». Футболисты «Старта» в последний раз выйдут на поле 16 августа и обыграют команду «Рух» со счетом 8:0. Спортсменов арестуют и отправят в Сырецкий концлагерь. Кого-то расстреляют, кто-то умрет своей смертью… Впервые об этом подвиге тех, кто вынужденно остался в оккупации, написал военный корреспондент в газете «Известия» за 1943 год. Значительно позже написано немало художественных произведений, исследований, воспоминаний. В 1962 году, спустя 20 лет после матча, вышел в прокат фильм Евгения Карелова «Третий тайм», снятый по повести Борщаговского «Тревожные облака». В старой черно-белой картине снялись известные актеры Леонид Куравлев, Вячеслав Невинный, Юрий Волков, Глеб Стриженов… В начале войны они попадают в концлагерь, но через год спортсменов освобождают и приглашают принять участие в чемпионате по футболу. Такое развлечение придумали новые немецкие власти – хотели сблизиться с народом, внушить им свои благие намерения. Но футболисты приняли это предложение как вызов, решили доказать захватчику, что у людей из оккупированного города есть еще сила сражаться… В том фильме спортсменов расстреливают сразу же после матча. Это не соответствует историческим фактам, но сцена шокирует и поражает зрителя жестокостью. … Этим летом легендарный «матч смерти» отметит свое 70-летие. Кинематографисты не могли пропустить эту дату: 1 мая вышел в прокат новый фильм «Матч» режиссера Андрея Малюкова (совместное производство России и Украины). Вратаря команды, Николая Раневича, играет популярный актер Сергей Безруков. Раневич, по версии режиссера, является центральной фигурой событий – он собирает команду на хлебозаводе, находит тренера и вдохновляет игроков. Малюков также решает добавить в художественную картину любовную линию – на роль невесты Раневича он пригласил актрису Елизавету Боярскую. В фильме она играет скромную учительницу иностранных языков Анну Шевцову. Перед игрой немцы будут угрожать Раневичу жизнью Ани. Чтобы спасти невесту, он специально пропустит два мяча и откажется участвовать в игре… Но Аня жива! Она сумела сбежать от немецких солдат и пришла на матч, поболеть за команду. Когда Раневич видит свою невесту на трибуне, он решает продолжить сражение. – Но нас расстреляют, – говорит ему один из футболистов во время перерыва. – Расстреляют – это, конечно, минус. Но есть такие дела, за которые и умереть можно, – отвечает вратарь. Во втором тайме футболисты играют с наслаждением, забивают мячи один за другим в ворота соперника.. Этот поединок снимали шестью камерами, актеров дублировали профессиональные спортсмены. Я бы еще раз с удовольствием пересмотрела этот матч. Но смотреть заново весь фильм желания нет. Качество съемки - превосходное, спецэффекты - отличные, Безруков и Боярская играют хорошо… Но я не разглядела под этой современной оболочкой главного – души, сострадания, искренности. Я так и не поняла, для чего Малюков добавляет в картину эротические сцены, пошлые шутки, интриги… Все это отвлекает от основной нити повествования, путает и даже раздражает. Постоянно теряется хронологическая линия, будто режиссер торопится куда-то, спешит. В одном из своих интервью Андрей Малюков объясняет причины, почему фильм получился именно таким. «Матч», по его словам, – сокращенная версия полной картины. Скоро выйдет сериал, в котором более подробно рассказывается эта подлинная история… Будем ждать еще одной праздничной премьеры.

Автор: Полина Горынина