Медиакарта
12:31 | 16 апреля 2025
Портал СМИ Тюменской области
On-Line

00:00 / 00:00
Error loading: "https://live.rzs.ru/ka.96.mp3"

Где проходят "вежливологию"?

Вежливость – такая субстанция, которая не может существовать частично. Она всё время как бы плавает в воздухе, переходя из уст в уста. Получил – отдаёшь, даёшь – получаешь…

Если мы, взрослые, забываем порою о вежливости, то что говорить о детях? «Поступайте с другими так, как вы хотите, чтобы поступали с вами», - учит древняя мудрость.

А как мы иногда бываем бестактны по отношению друг к другу, например, почему-то сложилась стойкая традиция называть всех людей на «ты», и возраст для этого - не помеха.

Я редко езжу на автобусе, но как-то пришлось везти внука в Тюмень. Февральское утро, холодно, сильный ветер. Ждём у дома, это на самом выезде, так как остановки нет и спрятаться в непогоду негде. Водителю не понравился этот факт, и он отреагировал грубостью: «Что ты не могла до перекрёстка дойти, давай проездной…». «Ты» - хорошее слово, есть в нём что-то доверительное, дружеское, сближающее. Но не всегда, если человеку уже перевалило за половину жизни, и видимся мы несколько минут, стоит сразу «тыкать»- дистанция в человеческих отношениях между малознакомыми людьми преодолевается мгновенно, но не с помощью обаяния, а за счёт грубости. И такое встречается на каждом шагу.

У нас, взрослых, учатся и дети.Так может быть, ввести в школе предмет «вежливология»? Нет, вежливость, воспитанность – это не сумма заученных истин. Науку человеческого общения дети «проходят» всю жизнь, где бы они не были.

Так давайте изо дня в день, всегда и везде, будем воспитывать тактичность, внимание, благодарность и уважение к старшим. Есть такое стихотворение Эдуарда Асадова:

Воспитать человека Сколько написано в мире статей,

И сколько прочитано лекций умных,

О том, как воспитывать детей,

Пытливых и добрых, смешных и шумных,

Советы несутся со всех сторон:

Пишут учёные и писатели,

И методисты, и воспитатели,

Иные из кожи, аж, лезут вон.

Пишут о строгости и о такте,

Что было, а что для учёбы - враг

Твердят, что воспитывать надо так-то,

А вот по-иному нельзя никак!

Тысячи мнений и простых, и сложных,

Какие разные курсы для корабля,

О том, что любить надо осторожно,

И мудрости вдалбливать детям должно

С первых шагов, ну, почти с нуля.

Всё верно, беда, коли мало знаний.

И всё-таки в этом ли только зло?

А что как успехов при воспитанье,

Простите крамолу мою заранее,

Добиться не так уж и тяжело?!

Нет, беды не сами собой являются,

Хотите вы этого, не хотите ли,

И дети с пороками не рождаются,

А плюсов и минусов набираются

Всё чаще от мудрых своих родителей.

Все ждут, чтоб горели глаза ребят

Незамутнённо, светло и ясно,

И детям с утра до темна твердят,

Что надо быть честным, что ложь ужасна.

Но много ли веры внушениям этим?

Ведь если родители сами лгут,

На службе и дома, и там, и тут,

Лгут просто, как будто бы воду пьют,

Откуда же взяться правдивым детям?

А совесть? Всегда ли она слышна?

Ведь если мы, словно играя в прятки,

Ловчим иль порою хватаем взятки,

Да, всем нашим фразам лишь грош цена?

И кто будет верить словам о том,

Что вреден табак и спиртное тоже,

Коль взрослые тонут в дыму сплошном,

И кто-то нарежется так вином,

Что только у стенки стоять и может!

А что до красот языка родного,

То все хрестоматии – ерунда,

Коль чадо от папочки дорогого

Порой наслышится вдруг такого,

Что гаснут, аж, лампочки от стыда!

Как быть? Да, внушать можно то и сё,

А средство, по-моему, всем по росту.

Тут всё очень сложно и очень просто:

Будьте хорошими. Вот и всё!

Н. ТРОФИМОВА, село Красноорлово