Вежливость – такая субстанция, которая не может существовать частично. Она всё время как бы плавает в воздухе, переходя из уст в уста. Получил – отдаёшь, даёшь – получаешь…
Если мы, взрослые, забываем порою о вежливости, то что говорить о детях? «Поступайте с другими так, как вы хотите, чтобы поступали с вами», - учит древняя мудрость.
А как мы иногда бываем бестактны по отношению друг к другу, например, почему-то сложилась стойкая традиция называть всех людей на «ты», и возраст для этого - не помеха.
Я редко езжу на автобусе, но как-то пришлось везти внука в Тюмень. Февральское утро, холодно, сильный ветер. Ждём у дома, это на самом выезде, так как остановки нет и спрятаться в непогоду негде. Водителю не понравился этот факт, и он отреагировал грубостью: «Что ты не могла до перекрёстка дойти, давай проездной…». «Ты» - хорошее слово, есть в нём что-то доверительное, дружеское, сближающее. Но не всегда, если человеку уже перевалило за половину жизни, и видимся мы несколько минут, стоит сразу «тыкать»- дистанция в человеческих отношениях между малознакомыми людьми преодолевается мгновенно, но не с помощью обаяния, а за счёт грубости. И такое встречается на каждом шагу.
У нас, взрослых, учатся и дети.Так может быть, ввести в школе предмет «вежливология»? Нет, вежливость, воспитанность – это не сумма заученных истин. Науку человеческого общения дети «проходят» всю жизнь, где бы они не были.
Так давайте изо дня в день, всегда и везде, будем воспитывать тактичность, внимание, благодарность и уважение к старшим. Есть такое стихотворение Эдуарда Асадова:
Воспитать человека
Сколько написано в мире статей,
И сколько прочитано лекций умных,
О том, как воспитывать детей,
Пытливых и добрых, смешных и шумных,
Советы несутся со всех сторон:
Пишут учёные и писатели,
И методисты, и воспитатели,
Иные из кожи, аж, лезут вон.
Пишут о строгости и о такте,
Что было, а что для учёбы - враг
Твердят, что воспитывать надо так-то,
А вот по-иному нельзя никак!
Тысячи мнений и простых, и сложных,
Какие разные курсы для корабля,
О том, что любить надо осторожно,
И мудрости вдалбливать детям должно
С первых шагов, ну, почти с нуля.
Всё верно, беда, коли мало знаний.
И всё-таки в этом ли только зло?
А что как успехов при воспитанье,
Простите крамолу мою заранее,
Добиться не так уж и тяжело?!
Нет, беды не сами собой являются,
Хотите вы этого, не хотите ли,
И дети с пороками не рождаются,
А плюсов и минусов набираются
Всё чаще от мудрых своих родителей.
Все ждут, чтоб горели глаза ребят
Незамутнённо, светло и ясно,
И детям с утра до темна твердят,
Что надо быть честным, что ложь ужасна.
Но много ли веры внушениям этим?
Ведь если родители сами лгут,
На службе и дома, и там, и тут,
Лгут просто, как будто бы воду пьют,
Откуда же взяться правдивым детям?
А совесть? Всегда ли она слышна?
Ведь если мы, словно играя в прятки,
Ловчим иль порою хватаем взятки,
Да, всем нашим фразам лишь грош цена?
И кто будет верить словам о том,
Что вреден табак и спиртное тоже,
Коль взрослые тонут в дыму сплошном,
И кто-то нарежется так вином,
Что только у стенки стоять и может!
А что до красот языка родного,
То все хрестоматии – ерунда,
Коль чадо от папочки дорогого
Порой наслышится вдруг такого,
Что гаснут, аж, лампочки от стыда!
Как быть? Да, внушать можно то и сё,
А средство, по-моему, всем по росту.
Тут всё очень сложно и очень просто:
Будьте хорошими. Вот и всё!
Н. ТРОФИМОВА,
село Красноорлово