Достоин звания «Героя Советского Союза»
Имена шести Героев – абатчан известны многим, а вот кто был первым представлен к этому званию, его жизненный путь узнаете из этого очерка. Им был командир 149-й отдельной стрелковой бригады, защищавшей Сталинград в 1942 году, полковник В.А. Болвинов. Награда была изменена вышестоящими начальниками, в тот период награждение было скупым, ведь шел 1942 год… Но для тех, кто его знал, он остался героем. В мемуарах «Сражение века» о нем так отзывался маршал В.И.Чуйков: «…человек железной воли и инициативы, настоящий герой… Его имя навсегда останется в памяти и сердцах воинов 62-й армии. Душой солдат, он жил в окопе, как солдат, и погиб как герой».
Начало пути
Василий Александрович родился 10 апреля 1902 года в д. Тихвинка в многодетной (братья: Николай, Анисим и сестра Татьяна) семье. С юных лет помогал отцу в кузнице. Рано оставшись без родителей (мать, Анастасия Ивановна, умерла в 1914 г., отца, Александра Дмитриевича, не стало в 1917 году), Василий стал работать молотобойцем.
В мае 1920 года вступил добровольно в РККА. Был зачислен в 1-й Сибирский отдел стрелковой дивизии – красноармейцем. Участвовал в боях под Ореховым против интервентов на Юго - Западном и Южном фронтах. В сентябре 1920 года в составе 3-й дивизии красноармейцев участвовал в боях под городом Александровском и Перекопом.
После увольнения из армии в 1921 году занимался самообразованием, окончил в 1924 году 4 класса начальной школы. В мае 1924 года Крутинским военкоматом был вновь призван в ряды РККА. Службу проходил в частях Западно-Сибирского военного округа. Сначала служил в караульном батальоне до января 1925 года красноармейцем. Здесь был принят в ВКП (б). В сентябре 1925 года был направлен в Омскую пехотную школу. В 1928 году окончил её и получил назначение в Особую Краснознаменную Дальневосточную армию. В 1931 году был переведен на должность политрука роты в 4-й Волочаевский ордена Красного Знамени стрелковый полк. В 1934 году командир пулеметной роты, затем (с декабря 1934 по октябрь 1936) начальник штаба батальона. В октябре 1936 года переведен на должность начальника штаба в 5-й авиадесантный полк. В 1938 году переведен в 39-ю стрелковую дивизию на должность начальника штаба дивизии. В 1939 году награжден медалью «ХХ лет РККА» за участие в конфликте на КВЖД.
На защите Сталинграда
Великая Отечественная война застала В.А. Болвинова в глубоком тылу. С лета 1942 года на фронте. 29 августа по приказу 62-й армии 149-я отдельная стрелковая бригада Болвинова была сосредоточена в Сталинграде, в районе завода «Баррикады» с тем, чтобы отбросить части противника, подошедшего очень близко к Тракторному заводу. Всю ночь бригада готовилась к первому сражению. Никто не спал. Когда наступил рассвет, сибиряки завязали кровопролитные бои с немцами. С 17 октября бригада оказалась отрезанной от основных частей 62-й армии. Несмотря на трудности в снабжении боеприпасами и продовольствием, отсутствие прочной связи со штабом армии, воины 149-й бригады сдержали натиск противника, но понесли большие потери.
В своей книге «Сталинградский рубеж» Маршал Советского Союза Н.И. Крылов, в ту пору начальник штаба 62-й армии, пишет: «В Северной группе много времени в качестве представителя командования армии проводил мой заместитель полковник С.М.Камынин. Мне же обстоятельства не позволили побывать за Мечеткой и в сентябре. Знакомство с комбригами С.Ф. Гороховым и В.А. Болвиновым, с комиссарами бригад В.А. Грековым и Г.Л. Подольным, с начальниками штабов оставалось заочным. Но подумать, что мне так и не придется встретиться с кем-то из этих товарищей, о которых уже много знал, я не мог. А в один из трудных октябрьских дней, когда на правом фланге, как и в центре наших позиций, все было в огне, когда к Тракторному уже выдвигались переправившиеся полки дивизии Жолудева, поступило сообщение, что фашистские танки и автоматчики отрезали наблюдательный пункт подполковника Болвинова на окраине рабочего поселка СТЗ, где находилось все командование 149-й бригады. Связь с нею прервалась. Только через два-три часа выяснилось, что комбриг Болвинов жив и старается с помощью командования группы восстановить положение. А военком бригады старший батальонный комиссар Г.Л. Подольный и начальник артиллерии бригады подполковник Н.М. Миловидов погибли у своего НП, отбиваясь от вражеских танков…
Прежде чем рассказать о последнем наступлении обреченной уже армии Паулюса, я должен еще немного задержаться на предшествовавших ему днях. Они прошли в Сталинграде без крупных боев, но вообще бои не прекращались ни на час, и с этими днями связаны по-своему значительные, заслуживающие упоминания события, к которым потом было бы трудно вернуться. С ними связана память о павших товарищах.
2 ноября 62-я армия потеряла одного из самых отважных и способных старших командиров - Василия Александровича Болвинова, командира 149-й отдельной стрелковой бригады. Встретиться с Болвиновым мне так и не довелось. Представление о нем складывалось по отзывам тех, кто видел его в деле, а больше всего - по результатам боевых действий бригады, которой выпало особенно в последние недели много испытаний. Вкратце это представление сводилось к тому, что бригадой командует человек незаурядный, инициативный и бесстрашный, отличный тактик.
Личные качества командира послужили весомым аргументом в пользу сохранения бригады, когда решался вопрос, как с нею быть после тяжелых потерь, понесенных 14-16 октября.
Бригада стойко обороняла южную и западную окраины Спартановки, не пустила врага за Мокрую Мечетку. Болвинов создал сильную систему инженерных заграждений, смело выдвигал на передний край артиллерию. В трудный час комбриг обычно сам находился на решающем участке, управляя боем с КП одного из своих батальонов. Но смерть настигла Болвинова на командном пункте бригады. В тот день возобновился, после короткой паузы, натиск на Спартановку с запада. Атакам только что пополненной 389-й пехотной дивизии немцев, которую поддерживала 16-я танковая, предшествовала кроме сильной артподготовки многочасовая методическая бомбежка, которая продолжалась 10 часов подряд. Одна из бомб и попала в блиндаж комбрига, расположенный в трехстах метрах от передовых окопов.
Болвинова, смертельно раненого осколками, откопали еще живым. Зная, что умирает, он до последнего дыхания жил тревогой за исход боя. Как раз в это время двинулись фашистские танки, а бригада оказалась фактически без командования: в том же блиндаже были тяжело ранены начальник штаба и начарт, несколько штабистов убито...
Похоронить Болвинова решено было за Волгой - посмертная почесть, которая могла быть оказана тогда лишь немногим из павших сталинградцев...
На митинге у могилы Болвинов в первый раз был назван полковником. Узнать, что ему присвоено очередное воинское звание - второе за три месяца, - он не успел...
В центральных газетах, где шла речь о Сталинграде, подчеркивалась особая роль 62-й армии, отразившей главные удары противника на город. Отмечались заслуги в этом нашего командарма Чуйкова, командиров дивизий и бригад Горохова, Родимцева, Гурьева, Болвинова, Гуртьева, Сараева...».
Память о герое
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8.02.1943 года комбриг Болвинов был награжден орденом Ленина посмертно.
В память о герое Сталинградской битвы Исполком городского Совета депутатов трудящихся Постановлением № 20/508 от 25.08.1954 года назвал именем В.А. Болвинова одну из улиц в Тракторозаводском районе Волгограда. На доме № 46 2 февраля 1970 года установлена выполненная из мрамора мемориальная доска с надписью: «Эта улица названа в память командира 149-й отдельной стрелковой бригады полковника Болвинова Василия Александровича, геройски сражавшегося в Сталинградской битве. Пал смертью храбрых 2 ноября 1942 года».
После войны, многие погибшие сталинградцы, в их числе и Болвинов, были перезахоронены на Мамаевом кургане.
На вершине Мамаева кургана возвышается главный монумент — скульптура «Родина-мать зовёт». Это фигура женщины, устремившейся вперёд. Она воплощает в себе призыв освободить Родину от врага, зовёт в бой. Именно со Сталинградской земли начался коренной перелом в ходе всей Великой Отечественной войны, которая завершилась победным шествием советской армии в Берлине. Сложнейшие расчёты устойчивости этой конструкции выполнены доктором технических наук Н. В. Никитиным, нашим земляком из Ишима. От подножия кургана до его вершины посетитель проходит 200 гранитных ступеней высотой 15 см, шириной 35 см. Авторы запроектировали, а строители выполнили, строго по заданному количеству, 200 ступеней, так как Сталинградская битва продолжалась именно двести дней и ночей.
Зал Воинской славы - это цилиндрическое здание диаметром 40 м, высотой стен -13,5 м. Крыша здания имеет проем диаметром 8 м. В центре здания рука с факелом Вечного огня, вокруг руки расположены динамики, излучающие звуки траурной мелодии «Грезы» Шумана. Стены Зала облицованы мозаикой из золотистого стекла. На стене по кругу расположены 34 мозаичных траурных Знамени, выполненных из красной смальты и символизирующие всех погибших в Сталинградской битве. На Знаменах увековечены имена погибших защитников города (всего 7200 человек).
Имя В.А. Болвинова на Знамени № 2, строка № 106, столбец № 2. В Зале выставляется почетный караул. Верх Зала венчает гвардейская лента, на которой начертаны слова: «Да, мы были простыми смертными, и мало кто уцелел из нас, но все мы выполнили свой патриотический долг перед священной матерью-Родиной».