На крылечке своего старого дома сидит, опершись на палку, подставив лицо весеннему солнышку, пожилой человек. О чём думает ветеран?
Поднимаюсь по ступенькам. Навстречу, как небо в ясную погоду – голубые глаза. Обнялись.
Давно знаю Николая Кононовича Новикова из Бухтала. Лет десять не виделись.
Разговорились.
Природа наградила этого человека ростом, силой – двухпудовую гирю поднимал когда-то одним пальцем играючи! Вес около сотни килограммов имел.
В 1938 на службу призвали, а тут и война. Воевал солдат Новиков до октября 1945 года. Классным танкистом был. Участвовал в ликвидации штаба Паулюса, брал Берлин, трижды был ранен – выжил, потому что сильным был, настоящим сибирским богатырём.
И всегда таким оставался: родил трёх сыновей, дом построил, трудился на совесть в родном колхозе, потом – в совхозе.
–Когда работа нравится, она спорится, – говорит Николай Кононович (а я стараюсь запомнить, не растерять мудрых слов). – Спать некогда было. В пятую пятилетку мы сравнялись по показателям в животноводстве с колхозом «Большевик».
И начинает перечислять количество коров, нетелей, лошадей, овец…
Помнит, конечно. Ведь каждый из нас хранит в памяти то, что дорого. А для наших отцов на первом месте всегда была работа.
Шесть лет назад остался ветеран без жены. Но не расстался с ней…
Он пригласил нас в свои покои, где звучал когда-то детский смех, где случались праздники, где занималась своим любимым делом, рукоделием, Хильда Арвидовна – бесценная спутница жизни Николая Кононовича. На стене у кровати ковёр ручной работы – безукоризненная точность линий всей композиции поражает. Покрывала, шторы, гардины – всё связано руками хозяйки.
–Жена всегда рядом со мной, разговариваю с ней, – признаётся пожилой человек. – Одарила меня счастьем супруга моя. Сколько живу, столько радоваться этому буду.
И не смог спрятать слёз. И забеспокоился: что-то слабым стал, ведь даже на войне никогда не плакал.
9 Мая 2012 года Николаю Кононовичу Новикову исполнится 95 лет. Как отметит страна юбилей своего защитника? Какие слова найдём мы для победителя в Великой Отечественной войне?
–Не обижаюсь ни на кого, – всё повторял бывший танкист, а слёзы предательски выступали на глазах его. И не было сил сдержать свои.
–Я радуюсь тому, что люди строят дома, сады выращивают. У меня вон скоро ирга зацветёт, – указал рукой мой собеседник на старое деревце с потрескавшейся корой, как и хозяин, многое повидавшее на своём веку. – Буду стараться жить.
Надо жить, Николай Кононович! Будем жить, дорогой ветеран, чтобы встретить юбилейную весну 2015 – Вашу Великую Победу!