• Ещё подростком начала свою трудовую биографию труженица тыла Василиса Афанасьевна Павленко.
...Василисе было 12 лет, когда она пришла на ферму бывшей деревни Гоголевки трудиться самостоятельно, на равных со взрослыми. Хрупкая на вид девочка поначалу не вызвала доверия у руководителя. Но убедившись, как умело и ловко она управляется с доением восьми коров вручную, успокоился.
...Так началась трудовая биография Василисы Афанасьевны Павленко, ныне – пенсионерки, ветерана труда, награждённой медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
В небольшом уютном доме, что на улице Колхозной в Аромашево, было так тихо, что отчётливо слышалось тиканье настенных часов-ходиков. На моё приветствие из комнаты вышла женщина почтенного возраста, она плохо слышала, поэтому свои обращения приходилось дублировать. Наконец, поняв, кто и зачем к ней пожаловал, бабушка, как бы встрепенувшись, стала более активной и весёлой. Но тут я допустил оплошность, спросив о муже: Василиса Афанасьевна вмиг сникла, у неё навернулись слёзы:
– Помер Александро-то, два года, как одна. Ох и трудяга был тоже, всю жизь не знал покоя – и на ферме, и трактористом... Вот здоровье и не сохранил, заболел и помер, царство ему небесное... Семерых детей мы с ним родили и подняли, из них только четверо живы сегодня.
Хозяйка принесла узелок с документами, развернув его, из удостоверения узнал, что В.А. Павленко – мастер животноводства второго класса, доярка. С трудом вспоминая события предвоенных и лихих сороковых лет (всё-таки собеседнице 87-ой год), она не раз повторяла слова о своих бесконечных трудовых буднях в колхозе.
...Группу коров доярки увеличили до 20 голов, и выдаивать их в летний день нужно было вручную три раза. В знойную погоду животных атаковали полчища паутов, слепней, других кровососущих насекомых, а о защите от них, какой-либо обработке тогда и речи не было. Единственным средством считалось разведение тлеющего источника дыма...
– Я много молока надаивала – по шесть фляг в день. Но в те годы был такой дояр – Николай Бабин – он ещё больше получал, по десять фляг. Было трудно: доили в общем деннике, коров мучил гнус, они не стояли на месте, сбивались в кучу, и я часто от них получала ушибы. Тогда по молодости на них внимания не обращала, терпела, а теперь вот очень болит голова, поэтому меня определили на вторую группу инвалидности, – рассказала ветеран труда.
В 1943 году многих молодых людей из района, в том числе и семнадцатилетнюю Василису, мобилизовали на учёбу в фабрично-заводское училище и на работу на военный завод в город Омск. На авиационном заводе производили запасные части, там же был и горячий сталеплавильный цех. Молодёжи выдали военное обмундирование, учили военному делу. От простуды, плохого питания Василиса через девять месяцев заболела, и её отправили домой.
Деревня Гоголевка, малая родина девушки, разъезжалась на глазах. Семья Павленко перебралась на жительство в соседнюю Чапаевку, которая также «дышала на ладан». Поправившись, работать пошла опять же дояркой на ферму. Повсеместная разруха: из деревни, казалось, уже было выжато всё, что возможно. Но требования к крестьянам были по-прежнему суровыми: в ветхих, насквозь продуваемых с соломенными крышами коровниках и кошарах они старались даже в лютую стужу сохранить и выкормить приплод животных. На фермах, да и всюду преобладал ручной физический труд. Силос коровам разносили в тяжёлых корзинах вручную, равно как и убирали навоз. Полученное молоко женщины наливали в бидоны, которые называют флягами, затем наполненные грузили на повозки для отправки на переработку...
Во время нашей беседы к Василисе Афанасьевне зашла девочка, оказалось – правнучка, второклассница Катя. Она доложила о выполненной какой-то просьбе и совсем по-взрослому поинтересовалась здоровьем бабушки.
– Я ещё завтра зайду, – смущаясь, в дверях пообещала девочка.
Василиса вышла замуж в деревне Чапаевке в возрасте 25 лет. С мужем Александром Семёновичем жили дружно, оба трудились на ферме. Детей растили сложно: тогда отпусков по случаю родов ребёнка не было. Кроме того, семья Павленко всегда держала большое личное хозяйство, от него и кормились.
Через девять лет и Чапаевка приказала долго жить. Большая семья Павленко переехала на жительство в деревню Октябрьскую (тогда ещё крепкую). И там на животноводческой ферме супруги Павленко проявили себя с самой лучшей стороны. Оттуда они вышли на пенсию, а совхоз за добросовестный труд предоставил супругам в Аромашево этот отдельный дом на улице Колхозной...
В одном из удостоверений Василисы Афанасьевны читаю: «Предъявитель настоящего удостоверения, ветеран Великой Отечественной войны имеет права и льготы, установленные для данной категории лиц».