С начала этого года по сводке УМВД России по Тюменской области зарегистрировано уже 56 заявлений о несовершеннолетних, которые ушли из дома или из государственных учреждений, где жили и воспитывались…
Местонахождение многих из них было установлено в течение суток с момента регистрации заявления. Кого-то полицейским пришлось искать дольше – несколько недель, иногда месяцев. Находили в гостях у друзей, случайных знакомых, дальних родственников, а то и в других городах.
В таких счастливых случаях сотрудники правоохранительных органов обычно оформляют отказной материал – состава преступления нет, ребенок найден, передан с рук на руки родителям или воспитателям. То есть, все, казалось бы, хорошо. Только вот, как в том старом анекдоте, – осадок-то остался…
Полицейские уверены (гадать им не приходится, их аргумент – статистика за многие годы), что подросток, который однажды самовольно ушел из дома, наверняка повторит это вновь. Как, например, 15-летний Илья, который живет в поселке Винзили. За последние месяцы инспекторы по делам несовершеннолетних трижды возвращали его домой, к отцу. А он опять сбегает. Почему?
Основными причинами ухода ребенка из семьи полицейские считают конфликты с родителями или бесконтрольность с их стороны. Вот только родители не хотят этого признать. Куда привычнее свалить всю вину на потенциального похитителя, насильника, убийцу… Мысли именно о них проносятся в голове взрослых, пока они бегут с заявлением в полицию (если, конечно, еще бегут – по той же статистике, треть заявлений поступает только спустя двое-десять суток после пропажи детей). Каково же бывает их удивление, когда потерявшегося сына или дочку находят в соседней подворотне – в слезах и в большой обиде на родителей за то, что те… его совсем не понимают. И не знают.
Последнее – очень осложняет поиски. Сотрудники правоохранительных органов порой теряют массу времени, пытаясь выяснить у родителей: с кем общается их ребенок, чем увлекается, какие места предпочитает посещать, где любит гулять…
А дети в этот момент, может быть, уже ждут помощи. С момента ухода из дома несовершеннолетние становятся безнадзорными. Они, как никто другой, подвержены преступным посягательствам. Вот тут-то и могут появиться, почувствовав легкую добычу, те самые похитители, насильники и даже убийцы.
Не так давно закончился суд над 25-летним Эмилем Мамедовым, который средь белого дня пытался продать 13-летнюю девочку за 10 тысяч рублей. Оперативники вовремя узнали о готовящейся сделке, злоумышленника задержали, а девочку вернули родителям. Оказалось, несколькими днями раньше она сама ушла из дома, решила устроиться официанткой в кафе, где и познакомилась с Мамедовым… Позже он принуждал ее к занятию проституцией.
… Однако сломать жизнь оставшемуся без присмотра подростку могут не только плохие взрослые. Одна из главных угроз для ребенка – он сам. Дети еще не способны правильно распорядиться вдруг обрушившейся на них свободой. За последнее десятилетие в России в два раза увеличилось число подростков-правонарушителей. Более чем в два раза – несовершеннолетних, совершивших убийства и покушение на убийство, в 1,5 раза – тех, кто совершил грабеж, и в 2,4 раза – подростков, задержанных за незаконное приобретение и изготовление наркотиков… В Тюмени эта проблема актуальна так же, как и во всей стране.
Местные полицейские регулярно проводят целевые оперативно-профилактические мероприятия, направленные на предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиту их прав и интересов. На родительских собраниях обсуждаются вопросы безопасности в семье, на улице… Но, к сожалению, на сегодняшний день в тюменских правоохранительных органах находятся 30 розыскных дел в отношении без вести пропавших детей (18 мальчиков и 12 девочек), которых так и не удалось найти. Многих из них ищут уже с 1996 года. Розыск 17 подростков осуществляется в рамках уголовных дел по статьям «убийство» и «похищение человека». Контроль и организацию оперативно-разыскных мероприятий осуществляет отдел организации раскрытия преступлений против личности уголовного розыска УМВД по Тюменской области.
Но сотрудники правоохранительных органов говорят, что одним им не справиться. Может, если родители поближе познакомятся со своими детьми, удастся утереть нос неумолимой статистике, которая пока упорно насчитывает все больше «детских» преступлений.