Медиакарта
10:04 | 26 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Задачи валютного контроля

В первом квартале 2012 года территориальным управлением Росфиннадзора в Тюменской области проведено более 60 проверок соблюдения валютного законодательства

Территориальное управление Росфиннадзора в Тюменской области как орган валютного контроля работает в условиях продолжающегося оттока капитала из страны при значительных вливаниях бюджетных средств в машиностроение, энергетику, телекоммуникацию, фармацевтику и другие высокотехнологичные отрасли. В этих условиях основной задачей валютного контроля остаются предупреждение и снижение количества нарушений валютного законодательства и актов органов валютного регулирования, рациональное использование имеющихся ресурсов при осуществлении контрольной деятельности.

  • Импорт-экспорт

В зоне деятельности Тюменской таможни в первом квартале текущего года экспортно-импортные операции осуществляли 80 участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), что на 4 процента больше, чем за аналогичный период прошлого года. В первом квартале 2012 года проверки соблюдения валютного законодательства и актов органов валютного регулирования проведены у 25 участников ВЭД. Анализ контрактов, заключенных проверенными организациями, показал, что 79 процентов договоров и соглашений ориентированы на импорт, остальные – на экспорт.

Участники ВЭД Тюменской области наиболее тесно взаимодействуют с США, Нидерландами, Германией, Италией, ОАЭ, Швейцарией, Китаем, Панамой, на которые приходится около 78 процентов заключенных договоров и соглашений. В основном завозят нефтегазовое, промышленное, дорожно-коммунальное оборудование, импортируют информационные, консультационные, дизайнерские и другие услуги.

На страны ближнего зарубежья (Украина, Казахстан, Белоруссия, Узбекистан, Азербайджан) остается 22 процента заключенных договоров. Отсюда везут продукты питания, строительные материалы. Основными статьями экспорта являются природные полезные ископаемые (древесина, нефть, продукты переработки нефти), оборудование для разведки нефтегазоносных месторождений. Главные экспортеры – Украина, Казахстан, Белоруссия, Узбекистан, Азербайджан.

  • О чем говорят проверки

Анализ мероприятий в части валютного контроля показывает, что наиболее часто совершаются нарушения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, ответственность за которые пре­дусмотрена ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, связанные с несоблюдением установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям; нарушением установленных единых правил оформления паспортов сделок. Так, при проверке ООО «Технологическая компания «Шлюмберже» установлено 10 фактов, ООО «Интегра-Бурение» – 6 фактов нарушений порядка и сроков предоставления в уполномоченные банки форм учета и отчетности по валютным операциям.

Для уменьшения влияния причин, вызывающих правонарушения, и проявляя заинтересованность в максимально возможном сокращении правонарушений в валютной сфере, территориальное управление активно ведет профилактическую работу. В управлении сформирован перечень участников ВЭД, неоднократно нарушавших валютное законодательство; в уполномоченные банки направлены письма с просьбой обратить внимание на соблюдение их клиентами сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям. В случае поступления из уполномоченных банков информации о нарушениях валютного законодательства с истекшим сроком давности привлечения к административной ответственности в адрес участников ВЭД направляются письма, предупреждающие о наличии в их действиях признаков нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

Добиться уменьшения количества нарушений валютного законодательства возможно также путем активизации мер, направленных на пресечение деятельности фирм-«однодневок».

В территориальное управление только в первом квартале текущего года из Тюменской таможни поступило 15 протоколов об административных правонарушениях в отношении ООО «Акот». В результате рассмотрения поступивших протоколов назначены административные штрафы на общую сумму 18 млн. руб., а также 6 протоколов в отношении ООО «Леспромсервис», не обеспечившего возврат в РФ валютной выручки в сумме 3 млн. руб.

Деятельность таких фирм причиняет экономический ущерб стране, что требует от органов и агентов валютного контроля, правоохранительных органов своевременного и быстрого реагирования и качественного выполнения возложенных на них задач. Территориальное управление Росфиннадзора в Тюменской области направляет информацию о деятельности этих фирм в прокуратуру Тюменской области, УМВД РФ по Тюменской области, РУ ФСБ РФ по Тюменской области, управление Росфинмониторинга по Уральскому федеральному округу.

  • Валютная политика

В этих условиях необходима реализация комплекса первоочередных мер, затрагивающих сферу валютного контроля. Для повышения эффективности валютной политики и развития внешнеэкономической деятельности в регионе территориальным управлением и правительством области подписан план совместных мероприятий по вопросам развития внешнеэкономической деятельности в Тюменской области.

В феврале текущего года в Тюмени состоялось заседание ассоциации предприятий с иностранными инвестициями и участников внешнеэкономической деятельности Тюменской области, на котором принято решение о создании консультационного центра по вопросам валютной политики региона, утверждены положение о консультационном центре и план работы на 2012 год. При центре создан наблюдательный совет, в состав которого входят представители департамента инвестиционной политики и поддержки предпринимательства Тюменской области, территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области, управления Федеральной налоговой службы по Тюменской области, Тюменской таможни.

На прошедших заседаниях обсуждались актуальные вопросы внешнеэкономической деятельности в рамках Таможенного союза, особенности внешнеэкономической деятельности в современных условиях.

  • Федеральная казна: контроль и надзор

Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора также проводит ревизии и проверки в учреждениях и организациях – получателях средств федерального бюджета.

В первом квартале 2012 года проведено 34 ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности в учреждениях и организациях – получателях средств федерального бюджета, а также в учреждениях, получающих субвенции и субсидии из федерального бюджета. В итоге выявлено нарушений законодательства на сумму 118 099,4 тыс. рублей, в том числе в использовании средств федерального бюджета – 68 983,8 тыс. рублей.

В первом квартале нецелевое использование средств федерального бюджета установлено в трех организациях на сумму 1 038,3 тыс. руб. Во всех случаях нецелевое использование стало результатом несанкционированного перераспределения средств по кодам бюджетной классификации. Нецелевое использование бюджетных средств является основанием для возбуждения дела об административном правонарушении. По выявленным фактам в отношении должностных и юридических лиц составлено шесть протоколов об административных правонарушениях, предъявлены штрафы на общую сумму 96 тыс. руб.

На сегодняшний день одной из актуальных тем в сфере государственных финансов является эффективное и рациональное использование бюджетных средств и государственного имущества. Перед контролирующими органами поставлена задача не только выявлять факты нецелевого использования бюджетных средств, нарушений бюджетного, гражданского и трудового законодательства РФ, но и производить оценку эффективности расходования бюджетных средств и федерального имущества.

Внедрение бюджетирования, ориентированного на результат, вносит определенные изменения в содержание каждой стадии бюджетного процесса. В конечном итоге на смену контролю за целевым использованием средств должен прийти контроль за соответствием достигнутых результатов установленным целям, позволяющий судить о том, насколько эффективно расходуются денежные средства получателями бюджетных средств, насколько эффективно работают органы власти.

В Бюджетном послании президента РФ «О бюджетной политике в 2010–2012 годах» (25.05.2009) отражены основные направления и ориентиры бюджетной политики на ближайшую перспективу, одним из которых является установление ответственности за неэффективное расходование средств.

Неэффективное использование средств федерального бюджета и федерального имущества установлено в шести организациях на сумму 29 805,6 тыс. руб. Проверки также выявляют неправомерные и сверхнормативные расходы. Так, в медико-санитарной части УМВД РФ по Тюменской области неправомерно выплачена материальная помощь сотрудникам сверх установленного размера на общую сумму 136,5 тыс. руб. и соответственно излишне произведены отчисления налога на доходы физических лиц в сумме 17,7 тыс. руб., в отделе государственной фельдъегерской службы по г. Тюмени оплачены фактически не выполненные строительно-ремонтные работы на сумму более 410 тыс. руб., при исполнении государственного контракта на выполнение строительно-ремонтных работ допущено существенное изменение видов работ на сумму 389,6 тыс. руб.

В ходе инвентаризации выявляется расхождение между данными о фактическом наличии имущества и данными бюджетного учета, в этом случае имеет место недостача товарно-материальных ценностей или денежных средств. Так, в войсковой части № 22184 установлена недостача двух автомобилей, общая стоимость которых составляет 2 930 тыс. руб.

  • Тенденции и планы

Территориальным управлением Росфиннадзора также выявляется большой объем нарушений порядка ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности. Данные нарушения выражаются в недостоверности учетных и отчетных данных, их искажении, что, в свою очередь, приводит к нарушениям законодательства в использовании бюджетных средств. Сравнительный анализ за 2011–2012 годы показывает тенденцию к увеличению данного вида нарушений.

Одной из причин нарушений является низкий уровень исполнения должностными лицами законодательства РФ в финансово-бюджетной сфере (невыполнение требований нормативных правовых актов), недостаточный уровень профессиональной подготовки специалистов и отсутствие системы стимулов и условий для профессионального развития и повышения квалификации работников финансового контроля.

В число направлений деятельности управления входит контроль за использованием федеральных средств, поступающих в бюджет субъекта в виде межбюджетных трансфертов, в том числе на реализацию приоритетных национальных проектов (ПНП). В первом квартале проведены проверки использования финансов, выделенных на реализацию ПНП «Здоровье» и «Образование». Так, в одной из городских поликлиник допущено искажение данных «Отчета о расходах медицинской организации на осуществление денежных выплат врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым и врачам общей практики» на сумму 39,6 тыс. руб., в другой за счет субвенций выплачена заработная плата сотруднице, не являющейся участковой медицинской сестрой и не оказывающей дополнительную медицинскую помощь.

Работа по контролю за использованием средств федерального бюджета, поступающих в Тюменскую область в виде субсидий и субвенций, будет продолжаться. Всего в текущем году запланированы проверки по 16 направлениям.

Для устранения нарушений и их профилактики территориальное управление направляет в каждую проверенную организацию, допустившую нарушения бюджетного законодательства, представления и предписания, проводит встречи и совещания с руководителями бюджетных учреждений, представителями бухгалтерских и экономических служб.

Информацию об управлении можно найти на сайте по адресу: www.r72.rosfinnadzor.ru.

Юрий БЕШЕНЦЕВ, руководитель управления, государственный советник РФ второго класса

рубрика: Финансы


справка

- В первом квартале 2012 года территориальным управлением Росфиннадзора в Тюменской области проведена 61 проверка соблюдения валютного законодательства и актов органов валютного регулирования, в том числе:

– 16 плановых проверок;

– 11 проверок, или 18 процентов от общего количества проверочных мероприятий проведены по информации Центрального банка России;

– 34 протокола об административных правонарушениях поступили от агентов валютного контроля, что составляет 56 процентов от общего количества проверок, в том числе 17 протоколов поступило от таможенных органов, 26 протоколов поступило от налоговых органов.

- По результатам проведенных контрольных мероприятий вынесено 81 постановление о назначении административных наказаний, ответственность за которые установлена ст. 15.25 КоАП РФ.

- Общая сумма предъявленных штрафных санкций составила 17,8 млн. руб., сумма взысканных штрафных санкций, поступивших в доход федерального бюджета, составила 1,6 млн. руб.

- Для исполнения вынесенных постановлений территориальное управление взаимодействует с управлением Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области в части взыскания штрафов.

_- В первом квартале 2012 года в УФССП по Тюменской области для принудительного взыскания штрафных санкций направлено 50 постановлений на сумму 53904,5 тыс. руб. _