Кратное увеличение штрафов за нарушение правил пожарной безопасности первыми ощутили на себе управляющие компании. И забили тревогу. Но в чем она – истинная, а в чем – ложная?
Разобраться в этом непростом вопросе мы попросили депутата городской Думы Владимира Подушко, заместителя председателя постоянной комиссии по безопасности жизнедеятельности населения. Подобные проблемы для него не в новинку: после окончания Свердловского пожарно-технического училища он прошел путь от инспектора до начальника областного управления государственной противопожарной службы.
– Владимир Григорьевич, прошел почти год с того момента, когда в федеральное законодательство внесли изменения и увеличили штрафы за несоблюдение требований пожарной безопасности. Насколько эти изменения были кардинальными? И какой дали результат?
– Суммы штрафов по некоторым статьям увеличены даже не в два-три раза, а кратно. Например, на должностных лиц раньше налагался максимальный штраф в две тысячи рублей, а сейчас руководитель вынужден будет заплатить из своего кармана до 15 тысяч рублей, плюс его организацию, то есть юридическое лицо, могут оштрафовать не на 10-20 тысяч, как когда-то, а на 150 и даже 200 тысяч рублей.
Усилили ответственность и за невыполнение в срок законных предписаний пожарных инспекторов (на должностных лиц - в три-четыре раза, на юридических – до восьми раз). Предусмотрены и дополнительные санкции за повторное невыполнение предписаний (до 200 тысяч рублей), ведь игнорирование предупреждений нередко было обычной практикой!
Дал ли этот «кнут» положительные результаты? Статистика говорит, что произошли существенные изменения. Если в 2009-2010 годах предписания Госпожнадзора исполнялись в среднем на 70 процентов, то теперь исполнительность нарушителей выросла почти на четверть. Но до ста процентов мало кто и сейчас дотягивает. Иногда сделать это технически очень сложно. С того времени, как ужесточили штрафы, почти в два раза увеличилось и количество объектов, на которых проверяющие не находят никаких нарушений.
– А, может, такой качественный рост связан, прежде всего, с бурным ростом новых микрорайонов? Ведь в новостройках, наверно, все предусмотрено, и не бывает никаких нарушений?
– Хорошего, качественного жилья в Тюмени, конечно, появляется все больше и больше. Но ситуации все-таки бывают разные. Особенно если строительство начато без разрешительных документов. Такие примеры в городе есть - например, 12-этажки на улице Попова. Если прокол у застройщика случился в одном месте, то и в другом он, наверняка, проявится тоже. Ведь пожарная безопасность - это и правильно выстроенная система водоснабжения, водоотведения, подъездов к дому. До того ли застройщику, у которого и так есть проблемы?
– Если все не так гладко в новостройках, то чего же ждать от старых домов? Управляющим компаниям выполнить все предписания на таком жилом фонде, наверно, и вовсе невозможно?
– Многих проблем управляющая компания может избежать, если предварительно выполнит для дома расчет пожарных рисков. И на его основе выберет оптимальный способ обеспечения пожарной защиты здания, с учетом всех особенностей систем водоснабжения, дымоудаления, автоматического пожаротушения и путей эвакуации.
– То есть такой расчет рисков - своеобразный козырь, который управляющая компания может предъявить в ответ на требования пожарного инспектора?
– Скорее, это – «аттестат о среднем образовании». У такого документа нет срока давности – если он есть, то имеет вес и через пять лет, и через десять. Его можно усовершенствовать, вносить улучшения так же, как после окончания школы можно поступить в вуз и получить диплом о высшем образовании. Расчет рисков – это основа, минимум, который необходимо знать, и правила, которые требуется соблюдать всю жизнь.
– Почему же тогда управляющие компании не торопятся приобретать себе такую страховку?
– Во-первых, для этого потребуются затраты. Их надо планировать. Действовать на «авось» многим как-то привычнее. Да и элементарных знаний руководителям порой не хватает. Поэтому они предпочитают решать ситуацию по факту, чем действовать превентивно. Хотя такая стратегия экономически малоэффективна.
– Но только ли вина управляющих компаний в том, что такая система оказывается более распространенной и действенной?
– Конечно, не стоит сваливать всю тяжесть ответственности только на одну сторону. Кратное повышение штрафов, к сожалению, привело не только к положительным результатам. Взаимодействие управляющих компаний и представителей Госпожнадзора не всегда, что скрывать, проходит только в рамках закона. Некоторые инспекторы соглашаются на предложение сделать «откат» в размере старых штрафных санкций, чтобы компания не платила штрафы по-новому. Но в таком случае каждое ответственное лицо должно понимать, чем рискует. Что, соглашаясь на такую сделку, можно потерять все.
– Может все-таки не увлекаться штрафами?
– Практика показывает, что по максимуму никто их и не назначает. Другое дело, что инспектор должен не только выписывать штраф или предписание, но и разъяснять, давать обоснования (ссылки на нормативы и законы) каждому выдвигаемому требованию. Тогда и результативность будет выше, и взаимодействие не пострадает. Да и управляющим компаниям надо не ждать, когда штрафы их ударят обухом по голове.
Можно привлекать к обеспечению пожарной безопасности и советы многоквартирных домов. В городе уже есть примеры, когда в доме по инициативе жильцов создается резервный фонд, из которого, по необходимости, можно выделять средства на неотложные нужды, в том числе и на пожарную безопасность.