Медиакарта
2:43 | 17 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

О новом комплексном курсе «Основы религиозных культур и светской этики»

К изучению курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) приступят с 1 сентября 2012 года обучающиеся 4 классов всех общеобразовательных школ.

Введение курса ОРКСЭ регламентируют следующие нормативные акты:

-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.01.2012 №84-р.

-Приказ Минобрнауки России от 05.03.2004 г. № 1089 (в редакции от 31.01.2012 №69) «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования, утверждённый.

-Приказ Минобрнауки России от 09.03.2004 №1312 (в редакциях от 20.08.2008 №241, от 03.06.2011 №1994, от 01.02.2012 №74) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

Комплексный курс ОРКСЭ состоит из 6 модулей:

«Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Все модули курса одинаковые по объёму часов и составляют 35 уроков, то есть по 1 уроку в неделю. При этом первый (вводный) урок и последние несколько уроков (представление проектных работ обучающихся по теме модуля курса) должны проводиться совместно, без деления класса на модули.

Выбор модуля курса для изучения осуществляется родителями самостоятельно, абсолютно добровольно и индивидуально. Любое принуждение (например, решение большинством голосов на классном собрании) при решении данного вопроса носит незаконный характер.

Решение о выборе подтверждается заявлением родителей на имя директора школы.

Детьми одного класса может изучаться несколько модулей, какие выберут родители.

Класс делится на несколько групп по числу выбранных модулей, при этом допускается изучение одинакового модуля детьми разных классов одной параллели четвёртых классов, или, при необходимости, организуется индивидуальное изучение модуля (если его выбрал один родитель).

Изучать одновременно одному ученику несколько модулей нельзя. Программы модулей являются государственными образовательными программами, являющимися обязательными для изучения в рамках федерального компонента учебного плана.

Вместе с тем, содержание каждого модуля должно отражать региональные (местные) особенности, включать в себя информацию об истории края, его культурных традициях, о совместном многовековом сосуществовании разных народов и религий, их взаимном обогащении и взаимовлиянии, духовно-нравственном единстве.

Зачем изучение религиозных культур и светской этики включено в программу обучения общеобразовательной школы?

В целях обеспечения духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности, сохранения и развития культурного разнообразия, овладения духовными ценностями и культурой народов России.

Знакомство с основами религиозных культур и светской этики способствует достижению этих целей. Задача, которая стоит перед данным курсом, заключается в формировании общества, основанного на согласии и понимании, умении уважать ценности представителей всех культур.

Основные принципы преподавания курса - это :

-Светский характер (все модули курса носят культурологический, светский характер. Светский характер комплексного курса и в целом образовательного процесса в школе не подразумевает включение в программу посещения религиозных организаций (культовых сооружений). Специфика данных сооружений может демонстрироваться обучающимся на уроке в фото- / видео- / аудио-формате. В случае особой необходимости (например, наличие в культовых сооружениях уникальных экспонатов духовной культуры и традиции) такое посещение в рамках курса может быть организовано при согласии родителей каждого обучающегося и по согласованию с представителями религиозных организаций. При этом обязательным условием является неучастие обучающихся в богослужениях, других религиозных обрядах, церемониях и праздниках, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии).

-Культурологический подход (в рамках преподавания комплексного курса не предусматривается обучение религии. Под обучением религии понимается преподавание вероучения. В Российской Федерации законодательно закреплено право родителей обучать детей религии вне образовательной программы (статья 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», далее - Закон). Такое обучение может вести религиозная организация. В соответствии с п. 3 статьи 27 Закона деятельность по обучению детей религии могут осуществлять только религиозные организации, которые имеют документ, подтверждающий их существование как юридического лица на соответствующей территории на протяжении не менее пятнадцати лет).

-Преобладание воспитательного аспекта. Освоение курса должно обеспечить:

-понимание духовности, нравственности, морально ответственного поведения для жизни человека, семьи, общества;

-знание основных норм морали, понимание их значения для жизни человека, семьи, общества;

-формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;

-формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции, как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;

-знание, понимание и принятие личностью таких ценностей, как: Отечество, семья, религия;

-укрепление духовной преемственности поколений.

При преподавании курса ОРКСЭ предполагается безотметочная система оценки. Оценка результатов образования детей по модулям предусмотрена в основном в рамках последнего, завершающего раздела курса, в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения в классе.

Вести курс могут исключительно светские педагоги с необходимой квалификацией, прошедшие соответствующую подготовку в учреждениях дополнительного профессионального образования. При этом педагог получает универсальную подготовку по всем модулям курса с тем, чтобы быть готовым компетентно вести любой из выбранных родителями для своих детей модулей курса. В муниципальных общеобразовательных учреждениях священнослужители не могут вести модули курса ОРКСЭ. Однако, в ходе подготовки учителей возможно проведение встреч с представителями религиозных организаций, привлечение их к участию в курсах для преподавателей, включение их рекомендаций в методические пособия для педагогов, составляемых специалистами учреждений дополнительного профессионального образования.

Компетентность учителя в рамках курса ОРКСЭ требует определенных знаний (о религиях мира и народов России, их традициях и ценностях и др.), что предполагает соответствующую гуманитарную подготовку кадров для реализации курса ОРКСЭ. Поэтому учителя истории и обществознания (и других гуманитарных дисциплин - граждановедения, литературы, МХК), особенно имеющие опыт преподавания учебного курса «Религии России», смогут успешно преподавать данный курс. Главное их преимущество – знание предметной области (недостаток – недостаточное знание специфики работы с детьми младшего школьного возраста - может быть преодолен на курсах и в практической работе). В то же время, учитывая возрастные особенности детей, на которых ориентирован учебный курс, кадровый состав для преподавания ОРКСЭ может отчасти формироваться за счет учителей начальных классов, которые, владея на профессиональном уровне умениями и навыками работы с младшими школьниками, одновременно способны к активному усвоению знаниевого компонента курса ОРКСЭ.
Таким образом, выбор учителей – будущих преподавателей ОРКСЭ – определяется совокупностью объективных факторов, в числе которых профессиональная компетентность, современное понимание роли педагога в образовательном пространстве и безупречные личные качества являются важнейшими.

Почему именно определён 4 класс для изучения курса ОРКСЭ? Выбор 4-го класса для преподавания курса ОРКСЭ обусловлен несколькими причинами:

-социально-психологические особенности обучающихся данного возраста (бесконфликтность, мягкость, доброта, сопереживание) созвучны содержанию курса ОРКСЭ;

-к 4-му классу, как правило, установлены доверительные взаимоотношения между учителем начальной школы, обучающимися и их родителями, что способствует эффективности усвоения курса ОРКСЭ;

-в 4-м классе отсутствует дополнительная умственная и эмоциональная нагрузка, вызванная увеличением количества изучаемых предметов на второй ступени обучения, сменой педагогов и другими факторами. Будет ли продолжено изучение курса в старших классах школы? Нет. В соответствии с действующей в настоящее время нормативной базой изучение курса в рамках обязательных предметов учебного плана на основной и старшей ступенях обучения осуществляться не будет.

Автор: О.А. МАКАТАЕВА, главный специалист отдела образования по методической работе