Продолжение. Начало в № 37 от 8 мая 2012 г.
23 февраля 1980 г.
Дорогая моя! Вы, какая-то особая нить, что связывает меня с милым, родным краем.
Как вам Дальний Восток? Спасибо, что были в музее Славы, а главное, в госпитале, откуда Машенька ушла на смерть. Получили фото памятника Маши. Помню, на открытии я была там и потеряла сознание, когда с памятника упало покрывало. Во дворе госпиталя стояла такая тишина, что я подумала, когда пришла в себя, что лежу совсем одна, но около меня, у носилок был врач.
Может вы не успели спросить, но памятник этот создала скульптор О.И. Сушкова. Я долго говорила с ней. Над созданием памятника Маши она работала 8 месяцев. Открыт он был в 1968 году. Ольга Ильинична подарила его госпиталю безвозмездно.
Погрело мое материнское сердце еще и то, что дочь моя приказом Маршала Советского Союза И. Конева зачислена навечно в списки школы санитарных инструкторов военно-морского госпиталя Тихоокеанского флота.
Вас взволновала вечерняя поверка в госпитале. Значит, живет моя девочка в сердцах людей. Я видела это так:
В 21.30 по местному времени рота, носящая имя Маши, выстраивается на поверку. Слышится четкий голос старшины: «Матрос Цуканова». И каждый вечер правофланговый также четко отвечает: «Герой Советского Союза матрос Цуканова пала смертью храбрых в боях за свободу и независимость нашей Родины!»
Я рада, что вы мне прислали фотографии, связанные с последними часами и минутами жизни Маши перед отправкой в Корею. Спасибо, что удалось вам разыскать во Владивостоке солдата, которого спасла Маша, наскоро перевязав его плечо. Он видел, как она расправляла пулеметную ленту и начала стрельбу. Больше он ничего не помнит. Я написала ему письмо и получила ответ и небольшую посылочку в благодарность за спасенную жизнь.
Я стала совсем стара. Куда-то положила фотографию похорон Маши и ее товарищей-десантников. Очень прошу выслать копию. Я хорошо представляю это место. Почти вершина сопки и там огромная могила. Еще нет памятника, офицеры и солдаты, еще не остывшие от боя, стоят, низко склонив головы. Я была в Сейсине, когда там был сооружен мраморный памятник, который хорошо видно с берегового пирса.
Вы просите подробнее написать о детстве Маши. Постараемся с Николаем Васильевичем выполнить вашу просьбу.
До свидания!
С уважением Ольга Васильевна.
Пишите, мы ждем ваших писем, правда, я стала хуже видеть, но все - равно постараюсь выполнить вашу просьбу. Спасибо за фото морского кладбища. Вы обратили внимание сколько погибло от японцев наших моряков? А ведь официально войны не было, но мы за все им отплатили в августе 1945 г.
Продолжение следует