Медиакарта
4:27 | 18 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Развивая личность

Проблема сегодняшнего дня - воспитание активной, творческой личности. Одним из качеств такой личности является хорошо развитое логическое мышление.

Многие родители считают важным развивать у детей представление об окружающем мире, учить конкретным умениям: читать, считать, измерять, вычислять. Но не менее важно развивать у ребенка умение логически мыслить, самостоятельно сравнивать окружающие предметы и явления, делать выводы и выяснять закономерности, обобщать и конретезировать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия. Радует то, что родители понимают эту проблему.

Я решила построить свою работу так, чтобы в ней присутствовало как можно больше игр и упражнений на развитие логического мышления. Например: "Кто лишний", "Чего не хватает у предмета" - на развитие зрительно-мыслительного анализатора; "Найди отличия", "Найди ошибку" - на развитие концентрации внимания, наблюдательности, умения анализировать; "Подбери по смыслу" - развитие аналитического мышления, умения рассуждать и делать выводы.

Когда дети справлялись с этими заданиями, им предлагались более сложные игры: "Похож - не похож" - умение находить сходства и различия между двумя предметами (мяч-яблоко); "Логические цепочки" - умение располагать предметы в порядке возрастания или убывания; "Логический поезд" - умение находить в отличающихся друг от друга объектах общие свойства, качества, признаки и продолжать логический ряд; "Плохо - хорошо" - умение находить в одном объекте и хорошее и плохое; загадки, лжезагадки, лабиринты, головоломки.

Качество развития мыслительной деятельности зависит от уровня развития всех анализаторов: зрительных, слуховых, тактильных, обонятельных. Поэтому мы используем игровые задания на их развитие "Что изменилось", "Чего не стало", "Кто ушёл", "Узнай по запаху или на вкус" - на умение различать запахи и вкусы, определять их принадлежность к тому или иному объекту, а также "Скажи наоборот", "Закончи предложения", "Скажи ласково", "Подбери слово", "Так бывает или нет".

Ребёнок испытывает радость, удовлетворение от удачно найденного решения, одобрения воспитателем, а главное от самостоятельности в решении задач.

Нередко дети задают вопросы, ответить на которые трудно. Здесь к нам на помощь приходят детские энциклопедии, художественная литература и конечно же, эксперименты.

Ценность дошкольного возраста в развитии личности - неоспоримый факт. Мир детства, внутренний мир ребёнка - ключ ко многим проблемам нашей жизни.

Развитие логики и речи дошкольника - одно из важнейших составных частей его психического развития.

Наталья ПАРЫГИНА,

воспитатель Боровского детского сада "Искорка".