Медиакарта
10:19 | 26 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Любишь кататься, люби и гаечки крутить

После покупки транспортного средства автолюбители нередко сталкиваются с тем, что оно оказывается некачественным, работы по гарантийному или постгарантийному ремонту не выполняются в срок, а сотрудники станций технического обслуживания (СТО) навязывают ненужные товары и услуги. Чтобы избежать проблем, гражданам необходимо знать свои права и обязанности.

В редакции газеты «Тюменская область сегодня» состоялась прямая линия на тему защиты прав потребителей при оказании услуг по техническому обслуживанию автотранспортных средств. На вопросы читателей ответила начальник отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Тюменской области Надежда Соколова.

– Чем регулируются правоотношения по обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, принадлежащих частным лицам?

Андрей Зыков, г. Тюмень

– Гражданским кодексом РФ, Законом РФ «О защите прав потребителей», а также Правилами предоставления услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, если автомобили используются в личных целях, не связанных с предпринимательской деятельностью.

Эти нормативные акты регулируют отношения между потребителями и исполнителями услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, устанавливают права потребителей на оказание услуг или выполнение работ надлежащего качества и в назначенные сроки, на получение информации об услугах (работах) и их исполнителях, определяют порядок приема и оформления заказов, расчетов с потребителем, обязанности и имущественную ответственность исполнителей и потребителей.

На гарантийный ремонт – к дилеру

– Обратилась в одну из тюменских СТО по поводу замены масла, но мне отказали. Мотивировали тем, что мой автомобиль на гарантии. Чем отличается гарантийный ремонт от постгарантийного?

Мария Перминова, г. Тюмень

– Гарантийный ремонт осуществляется в пределах срока гарантии и безвозмездно, постгарантийный – после истечения срока гарантии и во все время эксплуатации на платной основе. В первом случае полную ответственность за качество автомобиля и качество ремонта (осуществляется по сервисной книжке) несет продавец, во втором – станция технического обслуживания.

Постановление правительства РФ от 11 апреля 2001 г. № 290 «Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств» распространяется только на платные услуги, то есть на постгарантийный ремонт.

В соответствии с требованиями ст. 426 ГК РФ СТО не вправе отказывать потребителю в оказании услуг, если они могут быть оказаны. Но в данном случае действия СТО можно рассматривать как добросовестные, т.к. по существу оно предупредило потребителя о том, что он может лишиться гарантийного обслуживания, если замена масла входит в перечень гарантийных работ, проводимых только в дилерской сети изготовителя автомобиля.

Претензии по качеству

– В течение какого срока исполнителю можно предъявить претензии по качеству выполненных ремонтных работ?

Алексей Шилов, г. Тюмень

– Если исполнитель установил гарантийный срок на услугу, то в его пределах. В случае, если гарантийный срок истек, но потребителем выявлены дефекты, то в течение двух лет с момента получения акта приема-передачи выполненных работ.

– Я таксист. Работаю на автомобиле, который в настоящее время на гарантийном ремонте. Могу ли я требовать у дилера предоставить мне в пользование другой автомобиль на время ремонта или компенсировать убытки в результате продажи некачественного товара?

Алексей Лавров, г. Тюмень

– Требовать другую машину не можете, так как автомобиль отнесен к категории товаров, которые не предоставляются на время ремонта. В вашем случае нужно руководствоваться Гражданским кодексом РФ, а не Законом «О защите прав потребителей», ведь автомобиль используется вами не в личных целях, а в результате предпринимательской деятельности.

Во время ремонта автомобиля вы простаиваете, то есть несете убытки и имеете право на их возмещение. В этом случае необходимо подать исковое заявление в суд. Порядок взыскания убытков определен ст. 15 Гражданского кодекса.

– Хотела в автосалоне заказать автомобиль, но к нему предложили приобрести дополнительное оборудование, которое мне не нужно. Я не согласилась, и менеджер отказал в заключении договора на поставку. Правомерны ли его действия?

Светлана Малютина, г. Ишим

– Ст. 16 Закона «О защите прав потребителей» запрещается обуславливать приобретение одних товаров обязательным приобретением других. Автомобиль вам должны передать в комплектации, предусмотренной заводом-изготовителем. Что касается отказа в заключении публичного договора купли-продажи, то это нарушение Гражданского кодекса.

Требуйте неустойку!

– Автомобиль на гарантийном ремонте. В сервисе говорят, что нет запчастей. Жду уже третий месяц. Что делать?

Павел Хрипов, г. Тюмень

– Гарантийный ремонт должен осуществляться не более 45 дней. Это установлено ст. 20 Закона «О защите прав потребителей». Отсутствие запасных частей не исключает обязанность исполнителя выполнить работу в срок. Если он нарушается, то с 46-го дня, то есть первого дня просрочки, у потребителя возникает право на истребование у продавца неустойки в размере одного процента ежедневно от цены товара (в данном случае автомобиля) и до тех пор, пока ремонт фактически не будет осуществлен.

Кроме того, потребитель имеет право на обмен автомобиля или расторжение договора купли-продажи. Если на 45-й день автомобиль не передается потребителю, нужно написать продавцу претензию и потребовать возмещения неустойки или обмена или возврата денег.

За чей счет экспертиза?

– Не уверен, что услугу по ремонту автомобиля в автосервисе мне оказали качественно. Машина не на гарантии. Кто и за чей счет проводит экспертизу качества выполненных работ?

Андрей Мальцев, г. Ишим

– Когда встает спор о качестве выполненной услуги или качестве запчастей, то экспертиза может быть проведена по инициативе исполнителя, потребителя и по соглашению сторон. Если дефекты не подтверждаются, то оплата производится инициатором проведения экспертизы. При некачественно оказанной услуге все расходы несет исполнитель. Если экспертиза проведена по соглашению сторон, то расходы делятся пополам.

– Куда обращаться с претензиями в случае нарушения прав автовладельцев?

Вячеслав Чуклинов, Голышмановский район

– Претензии необходимо подавать в адрес того лица, чьими действиями нарушены права потребителей (в СТО, продавцу гарантийного автомобиля).

Для проверки соблюдения требований законов можно обратиться в управление Роспотребнадзора по Тюменской области по телефону 69-67-82 и его территориальные отделы. При этом в государственный орган может быть подана жалоба или заявление. Для защиты и восстановления нарушенных прав обращайтесь в судебные органы. Имена и фамилии участников прямой линии изменены.

Автор статьи: Татьяна ТИХОНОВА

рубрика: Потребитель