Артисты ТДТ успешно провели первые в своей истории европейские гастроли
Более двухсот лет назад русское воинство под командованием Александра Суворова совершило исторический переход через Альпы. Теперь уж, слава богу, не воюем и в Европу вояжируем ради отдыха и бизнеса для.
В апреле 2012 года тобольский драматический отправился в дальний путь для того, чтобы принять участие в программе международных театральных фестивалей.
Тобольск – Крань
Первый вопрос – почему Словения? Знакомство-контакт, переросшее теперь уже в дружбу-сотворчество, началось почти год назад во время проведения у нас в Тобольске международного фестиваля современной драматургии. В программе форума наряду с пьесами из Израиля, Финляндии и Италии было прочитано-разыграно 3 пьесы авторов из Словении.
Вопрос второй – отчего драматурги из небольшой (население – 2 053 355 человек) страны проявляют такую активность в освоении мирового театрального пространства?
Всё дело в том, что один из четырёх пунктов правительственной стратегии развития Словении, принятой в 2005 году, сформулирован так: «Разработка образа страны в мире через развитие её характерного узора, культурной самобытности и активного участия в международных процессах». Вот потому в Тобольск тогда отправились не только пьесы, но и лично Мирьям Дрновчек (директор театра города Крань и ежегодного фестиваля «Неделя словенской драмы»).
Одну из тех фестивальных пьес поставила на сцене ТДТ режиссёр из Македонии Деяна Николовска. Затем спектакль «Класс» был приглашён от России к участию в международной программе «Недели словенской драмы» наряду с театрами из Австрии, Боснии и Герцеговины и был показан на закрытии фестиваля.
Сергей Радченко, директор ТДТ: «Гастроли прошли с 9 по 13 апреля 2012 года. Поддержку в их организации оказало правительство Тюменской области и департамент культуры. Наш спектакль получил сердечный приём словенских зрителей и вызвал бурные аплодисменты. Публика открыто реагировала на происходящее на сцене.
Высоко оценил постановку своей пьесы и автор – Матяж Жупанчич. Он присутствовал на показе, а после спектакля встретился с постановочной группой из России. Человек это в театральной Европе известный – профессор Академии, драматург, режиссёр. Изучал режиссуру в Любляне и Лондоне. В начале восьмидесятых годов возглавлял экспериментальный театр, ставил спектакли во многих театрах Словении и за её рубежами. Пьесы Жупанчича переведены на различные языки и идут в европейских театрах. На его счету множество различных драматургических наград и призов.
Был устроен и официальный приём у мэра города Крань Мохора Богатая, переросший в дружескую встречу. Внимание, уделённое нам, позволяет надеяться на продолжение сотрудничества, возможно, и на уровне общения между городами».
А Крань – город замечательный. Маленький (всего-то 36 тысяч населения), стоящий у подножия исполинских Юлийских Альп, он основан в XI веке. Исторический центр города занимает плато между реками Сава и Кокра и просто-таки заполонён памятниками – церковь Св. Канциана, кварталы средневекового города, Ратуша. Здесь же, на площади, – театр, в котором труппа из Сибири показала «Класс».
Актриса Наталия Пономарёва (роль «Психолога») рассказывает о своих впечатлениях: «Всё очень славно прошло. Произвели впечатление и гостеприимство словенцев, и зрительский приём. Мы опасались, как будет восприниматься действо на русском языке, ведь речь – одна из главных составляющих театрального общения. Спектакль шёл со словенскими субтитрами на специальном экране, и публика реагировала очень живо – и на нашу игру, и на авторский текст.
К тому же, оказалось, что в зале были и наши люди – совсем-совсем наши. После спектакля меня дожидались … две однокурсницы по истфаку педагогического института и ещё одна экс-тоболячка, с которой мы учились в музыкальной школе. Девчонки живут в столичном городе Любляне и, узнав о гастролях из газет, специально приехали на наш спектакль. Очень неожиданная получилась встреча и трогательная».
Крань – Птуй
Все участники гастролей отмечают радушие принимающей стороны, внимание зрителей и прессы, а также красоту небольшой Словении и множество любовно хранимых достопримечательностей. Поездка к дивной красоты озеру Блед, экскурсия по замку, дегустация редкостных местных вин. Да и как мог не удивить, например, город Птуй?
Первое письменное упоминание о нём относится к 69 году (то есть на 15 веков постарше нашего Тобольска будет). Говорят, именно здесь легионы Марка-Антония Примуса провозгласили императором легендарного Веспасиана. Крохотный по нынешним меркам (23 957 человек) Птуй называют сокровищницей тысячелетий.
И здесь, конечно же, есть свой театр, в котором… Ну, вы уже догадались – показали «Класс» тобольские артисты.
Евгений Пономарёв в постановке как актёр не занят и отвечал за техническую поддержку спектакля. За работой коллег он следил от пульта звукорежиссёра и теперь рассказывает о том, как всё выглядело со стороны: «Театры маленькие и очень уютные. В Крани 240 мест, в Птуйском всего 180. Штатных работников немного, но дело своё все знают хорошо. Крупные декорации мы с собой не возили – их изготовила на месте принимающая сторона и сделала это отлично.
Принимали наш спектакль просто здорово. В Тобольске к «Классу» отношение бывает неоднозначное – не все принимают такую драматургию. Реакция словенцев была иной. Текст зрители читали с экрана и отвечали эмоциями даже на те действия артистов, которые мы сами до этого не выделяли. Своё видение жизни, свой юмор… Реакция зала была практически непрерывной. В Тобольске мы с этим не встречались. Ну а таких финальных аплодисментов… Вызывали несколько раз. Хлопали от души.
В Птуе спектакль прошёл при более сдержанной публике. Да и сами словенцы говорят, что тамошний народ поконсервативней. Там мне понравился следующий момент – сидим в ресторане, обедаем. Заходит человек, здоровается с каждым, представляется: «Я – Штефан Челан, мэр этого города. Очень рад вас видеть».
Именно в городе Птуй труппа из Тобольска удостоилась чести открыть Словенский фестиваль камерного театра SKUP’2012. Генеральный директор мероприятия Петер Српчич, предваряя открытие фестиваля, отметил, что всё происходящее «открывает двери, становится важным шагом вперёд и словенскому театральному фестивалю даёт европейское измерение».
Этот фестиваль – часть грандиозной программы проекта «Культурная столица Европы». Такой столицей в 2012 году признан словенский Марибор, а Птуй является его городом-партнёром, претворяющим в жизнь различные культурные проекты. На протяжении года в культурной столице Европы и городах-партнёрах пройдёт более 1000 мероприятий, и, знаете, очень приятно осоз-навать то, что наш Тобольского государственного драматического театра имени П.П. Ершова спектакль вошёл в эту общеевропейскую тысячу.
О нас узнали, услышали. О нас пишут.
Из прессы (вольный перевод со словенского): «Класс» из России подчеркнул ограничение героев современными технологиями (электронный учет и контроль присутствия) и отслеживание любой ответственности. После непрерывной резки документов, «располосованной жертвой» становятся, в конце концов, все участники «семинара» за исключением сторожа. Общие проблемы современного корпоративного мира объединили словенского зрителя и российских артистов».
А участники поездки продолжают делиться впечатлениями. Марат Камалиев (роль «Мужчины») рассказывает: «Запомнилась мне больше всего природа Словении. Альпы выглядят просто здорово… Города очень старинные и красивые. Жаль, что было у нас только четыре дня на всё. За это время сыграли два спектакля, много общались с хозяевами фестивалей.
Спектакль, по-моему, зрителям понравился. Я ещё не так много чего сыграл и таких аплодисментов ещё не слышал. Вообще, люди там постоянно улыбаются, всем готовы помочь».
Опытный Василий Микульский (роль «Сантори») более сдержан поначалу: «О стране говорить не буду. Понятно, что всё красиво, всё чисто и ухожено. О театре и нашем спектакле – отработали на сцене, может, и не совсем идеально, но профессиональный уровень театра позволил с лёгкостью преодолеть шероховатости.
А вот принимали нас, действительно, хорошо. «Пришлось уж» повыходить, покланяться. Это, может быть, самые приятные моменты в актёрской жизни.
В общем, здесь я окончательно понял – театр у нас сильный, сыграем что угодно и где угодно. Спасибо за внимание. Приходите на наши спектакли».
И мы придём. Обязательно придём на спектакли нашего театра. И не только мы – в Тюмени только что увидели гастрольные «Как Змей-Горыныч жениться хотел» и «Сумасшедшее воскресенье». А 23 апреля уже в Санкт-Петербурге в рамках фестиваля «Арлекин» состоится показ спектакля «Путешествие Нильса с дикими гусями».
Путешествия продолжаются, а значит, театр живёт.
Дмитрий Карасиер