В начале апреля пресс-служба УМВД России по Тюменской области сообщила, что расследование прошлогодней летней аварии с участием «мерседеса», который на бешеной скорости протаранил автомобиль и три пассажирских автобуса, наконец-то завершено. А обвинительное заключение утверждается прокуратурой.
Оживились горожане (в лице интернет-пользователей, которые пристально следили за темой на новостных порталах). Оно и понятно. Среди наблюдателей уж было поползли слухи о том, что настоящему виновнику ДТП удалось откупиться от полицейских, что дело или давно прикрыли, или нашли «козла отпущения», на которого можно все повесить без излишней огласки.
Хотя людей, озвучивших все эти экстремальные версии, и обвинить-то трудно – расследование аварии, которая произошла в самом центре города (на перекрестке улиц Ленина и Орджоникидзе), на глазах у множества народа, затянулось не на шутку. Подозрения напрашивались сами собой. И подкреплялись тем, что следователи упорно молчали, о своих успехах и неудачах предпочитали не распространяться. Правда, начальник следственного управления УМВД России по Тюменской области Юрий Ястребов несколько раз говорил журналистам, что основная сложность дела – установить личность водителя.
Тогда, утром 27 июня 2011 года, понять, кто управлял «мерседесом», наверное, действительно было проблематично. Людей из искореженной немецкой иномарки вытаскивали перепуганные очевидцы. Мало кто из них мог припомнить, кто из пострадавших находился на пассажирском, а кто - на водительском сиденье. А сами пострадавшие – трое молодых людей (четвертый погиб на месте) – без смущения заявили полицейским, что сильно пьяны и… тоже не помнят, кто из них сидел за рулем.
Вот что были пьяны – это, как раз, очевидно (подтверждено экспертизой). «Мерседес» несся по улице Ленина с огромной скоростью (стрелка разбитого спидометра застряла на отметке 150 км/ч), на красный сигнал светофора. На перекрестке с улицей Орджоникидзе машина снесла двигавшийся в перпендикулярном направлении «шевроле», перевернулась в воздухе и врезалась в окно автобуса, который стоял на остановке около Центрального рынка. Потом «мерседес» зацепил еще два автобуса.
Кроме тех, кто находился в злополучной машине, пострадали несколько пассажиров автобуса, кондуктор и водитель «шевроле».
Владелец «мерседеса» от шока оправился быстро – сразу же придумал версию о том, что спал на заднем сиденье. Его приятели бубнили что-то невразумительное. По словам Юрия Ястребова, «старались запутать следствие». Какими именно версиями – не разглашается. Но не исключено, что пытались свалить вину на… погибшего товарища.
Однако следователи пришли к выводу: в аварии виновен один из оставшихся в живых. Его имени не называют, но уверяют, что собранных доказательств достаточно, чтобы привлечь этого человека к уголовной ответственности.
Вот только первая попытка направить дело в суд вышла неудачной. Оказалось, не все так благостно, как сообщала пресс-служба УМВД. Уголовное дело – с результатами многих экспертиз и следственных экспериментов, допросами свидетелей (их набралось несколько десятков), умозаключениями разных специалистов, с внушительной доказательной базой - было возвращено прокурорами в следственное управление.
Неужели доказательств недостаточно?
– Нет, дело не в этом, – говорит Юрий Ястребов. – Материалы проверок были возвращены нам в связи с многочисленными ходатайствами со стороны защиты обвиняемого. Что ж, это их право – жаловаться. На взгляд же следствия, ни одно из ходатайств не имеет под собой веских оснований. Так, всего лишь очередная попытка тянуть время.
– Выходит, никакого дополнительного следствия не будет, дело остается без изменений? – спрашиваю я.
– Да. Мы еще раз изложили свою позицию в письменном виде. Уголовное дело вновь направлено в прокуратуру Центрального округа – для утверждения обвинительного заключения.
– А обвиняемый до сих пор все отрицает?
– Он просто отказывается от дачи показаний – на основании 51-й статьи Уголовного Кодекса РФ.
– Наверное, это значительно усложнило ход следствия?
– С какой стороны посмотреть. Когда подозреваемый хранит молчание, следователи должны собрать как можно больше доказательств его вины, чтобы было что предъявить судье. Задача усложняется, зато на выходе – лучший результат.
– Тем не менее, защите удалось отбиться от первой попытки предъявить их клиенту окончательное обвинение.
– Ничего страшного. Это рабочий процесс. Напротив, такая активность защиты утвердила нас во мнении, что мы на верном пути. У следствия нет сомнений в том, кто управлял «мерседесом» 27 июня 2011 года.
Итак, уголовное дело о «мерседесе» вновь находится у прокуроров. А, тем временем, аварии, которая только чудом не унесла десятки жизней, через месяц исполнится год.