Медиакарта
5:53 | 20 октября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Cхватить на лету слово!

Выражения «играть словами» и «схватывать на лету» для дошколят, обучающихся грамоте в тюменской библиотеке имени Пушкина, – не пустые звуки. В сентябре прошлого года здесь набрали экспериментальную группу из пяти-шестилетних детей. Уникальная технология обучения раннему чтению, разработанная педагогом из Санкт-Петербурга Николаем Зайцевым, стала известна в России в 90-х годах прошлого века. Особенность системы в том, что ее может взять на вооружение не только профессиональный педагог, но и начинающий родитель. Главное – неукоснительно соблюдать принципы, рекомендованные автором: от общего к частному, конкретность, наглядность, системность и индивидуальный подход. В школах при переполненных классах обеспечить первоклашкам все это сразу – невозможно. Но если на попечении учителя не переполненный класс, а группа меньше десяти человек, то обучение превращается в увлекательную игру. Тем более что она основана на известной игре в кубики. – Когда ребятишки собирают кубики со слогами, они схватывают все слово целиком, – говорит руководитель кружка Гульназ Жолтикова. – На обычном уроке чтения или чистописания увидеть, почувствовать и даже подержать в руках слово никак не получится. А в кубиках Зайцева каждый слог и буква имеют свой объем (большой и поменьше), вес (тяжелые и легкие), цвет (золотистый или черный) и даже звук (глухой деревянный или звонкий металлический). При таком объемном восприятии количество орфографических ошибок из-за того, что ребенок плохо расслышал звуки в слове – сокращается до минимума. Кроме того, малыш намного быстрее учится объединять слова - вначале в словосочетания, потом – в предложения. А к концу обучения семилетки могут легко писать рассказы из трех-пяти предложений. … На последнем выпускном занятии в библиотеке малыши мечтали о лете. И слова выбирали вкусные, сочные, цветущие, хотя и непростые – из нескольких слогов: малина, клубника, василек, ромашка, крыжовник. Не все третьеклассники знают, как писать эти слова без ошибок. А будущие первоклассники справлялись с ними легко. И глаза у них при этой словесной игре так сияли! Родители остались довольны результатом полугодовых занятий. Одно только их беспокоит: только бы этот вкус к работе со словом и радость от прикосновения к родному языку не пропали на уроках в школе!

Автор: Инна Горбунова