Место, где раскинулось это поле в 206 гектаров, зовётся Воронихой. Со стороны красиво выглядели работающие здесь два «Джон Дира», поистине как полевые корабли, плывущие по простору. Один из тракторов вышел из-за колка, другой поднялся из низинки, они быстро приближались друг к другу, встретились на краю поля и спокойно пошли опять каждый по своему маршруту. А за ними, словно игрушечные, шустро следуют «Беларусы», прикатывая землю после внесённых удобрений и высева семян.
– Сегодня сев мы здесь закончим, – рассказывает управляющий подразделением «Маяк-Гагарье» Владимир Адамович Гейст, – и ещё нам останется засеять пшеницей 700 гектаров.
У управляющего все данные скрупулёзно занесены в рабочий блокнот. Он, отвечая на очередной мой вопрос, останавливает машину, за рулём которой находится, достаёт записи и подробно всё поясняет:
– Горох мы уже посеяли, заняли им 655 гектаров. Начали сев 7 мая и закончили эту работу за 7 дней.
– Кадры у меня подобрались на редкость работящие, ответственные, – продолжает Владимир Адамович, – почти все молодые, с чувством юмора. В свободную минутку, когда перерыв на обед или ужин, шутят, смеются, «прикалываются».
Работают механизаторы до 12 ночи, а в 6 утра уже на поле. Только в день моего приезда из-за ночного дождя немного задержались, сеять начали в 9 часов. Но до того, как почва подсохла, на траве не валялись. Вынужденную паузу использовали для того, чтобы провести смазку, заменить фильтры. Кормят полеводов 4 раза в сутки. Еду готовят в Гагарьевской столовой и привозят в термосах.
– А на ночь стараемся непременно по домам развезти людей, – говорит управляющий. – Хоть немного, да с семьёй побудут, посмотрят, что всё в доме в порядке, повидаются с родными. И на душе у них спокойно.
Тем временем замечаю, что один из «Джон Диров» остановился. Оказывается, для дозаправки удобрениями.
Водитель КамАЗа, в кузове которого удобрения ждали своего часа, тут же подгоняет машину к трактору, споро выполняет все операции.
Я улучила момент и забралась в пустую кабину импортной техники. В кресле тракториста сидеть мягко и удобно, кондиционер создаёт прохладу. Но сидела, боясь пошевелиться: кругом светящиеся лампочки, электронные приборы с цифрами – как бы куда ненароком не нажать!
– Чего же Вы? Прокатились бы! – смеётся механизатор Сергей Петелин и немного рассказывает о себе:
– Работаю в «Маяке» третий сезон. Зимой езжу вахтой на Север. Я же из Грачей, сами знаете, какой там развал. От этого горько: неужели моё умение и желание трудиться не пригодились бы в родном селе? За рычагами второго «Джон Дира» житель села Боровое, что под Ишимом, Игорь Чикишев. Управляющий еле уговорил его по мобильнику остановиться для фотосъёмки. Он, видите ли, в рабочей одежде, вымазанной мазутом. Молодой мужчина спускается по лесенке на землю и тут же закуривает.
– В кабине-то я не курю, – поясняет он,– а раз уж пришлось остановиться, то грех не воспользоваться возможностью. Покурить-то получается только тогда, когда идёт заправка.
Игорь всем доволен, работает охотно, с задором. Только вот по двухлетнему сынишке скучает. Правда, в субботу ездил домой, так как в тот день пораньше сев закончили. Малыш больше всех радовался его появлению, на шею кинулся, с рук не слазил.
Хоть скучают мужики по родным, бывает, не высыпаются, но говорят, не до сна сейчас. Пора наступила напряжённая, время не ждёт. И «Джон Диры» моих новых знакомых вновь уходят вдаль.