Медиакарта
4:21 | 22 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

НА РАБОТУ – В НЕБО

НА РАБОТУ – В НЕБО
08:26 | 29 мая 2012

Когда под ногами сотни метров пустоты, решиться выйти из самолёта, пусть даже с парашютом за спиной, может не каждый. И даже те, кто бравирует на публике своим бесстрашием, всё равно волнуются, ведь каждый прыжок – это риск и настоящее испытание. За плечами инструктора парашютно-десантной подготовки Ишимского авиаспортклуба Юрия Богданова уже 7 460 прыжков. Юрий Григорьевич не просто мастер спорта международного класса, но ещё и талантливый тренер и педагог, сумевший воспитать достойную смену – целую плеяду отличных парашютистов. Впрочем, сам он ни в коем случае не считает свои достижения геройством. «Я просто выполняю прыжки и занимаюсь любимым делом», – признаётся Юрий Богданов.
Я помню, как всё начиналось…
А начиналось всё в далёком 1974 году. Тогда молодой Юра Богданов был студентом Тюменского машиностроительного техникума. А когда после учёбы началась практика, у него появилась масса свободного времени. Но «заболел» небом Юрий совершенно случайно, и, как позже выяснилось – уже навсегда… – Тогда мы жили в общежитии, со мной в комнате было ещё двое ребят, – вспоминает Юрий Григорьевич. – Как это нередко бывает, обедать ходили к девчонкам. Узнали, что наши соседки – парашютистки. Конечно, были удивлены: как? Ведь они всего лишь хрупкие барышни… Из любопытства пришли с ребятами на аэродром. И – затянуло. Занимались полтора месяца, все наши инструкторы были парнями суровыми, ведь службу они проходили в десанте. Когда начали прыгать с вышки, было, честно говоря, страшновато... Зато сколько новых, необычных ощущений! Я до техникума учился в деревне Ключи Нижнетавдинского района, и когда попал в город, увидел много разных соблазнов, тех, что не было на селе. Но экстрим оказался интереснее всего. Именно поэтому я и посвятил себя парашютному спорту, стал усиленно заниматься.
– Помните день перед первым прыжком?
– Конечно, помню. Нам сказали прийти на аэродром к пяти утра. 18 июня (1974 года, прим. авт.) мы всю ночь не спали – ворочались. В четыре не выдержали и отправились на аэродром. Оказались первыми. Прошли медкомиссию, опытные спортсмены помогли нам надеть парашюты. Прыгнули. Правда, первый прыжок оказался непонятным, было немного страшно, но паники не было. А через две недели, когда я сел в самолёт во второй раз, меня охватил настоящий страх. Если бы не девушки-парашютистки, сидящие рядом, я бы, скорее всего, отказался… Но я ведь мужчина! Поэтому мой личный подвиг – это, пожалуй, тот самый второй прыжок. Третий был в тот же день. Потом стало гораздо проще. Я остался в спорте и до службы в армии двенадцать раз смог посмотреть на небо из-под купола парашюта.
И увлечение, и профессия
Обычно, вернувшись из армии, парни редко возвращаются к прежним увлечениям: служба многих меняет. Юрия Богданова вернуться в небо заставила тоска. Ведь попал служить он в погранвойска на Курилы, а там о высоте можно было только мечтать: сильные ветра – до 35 метров в секунду, а это – почти свободное падение. Поэтому сразу после армии он и пришёл на аэродром. А через полгода устроился параллельно работать на завод. Но вскоре ему предложили поработать авиационным спасателем, а потом случай привёл Юрия Григорьевича в наш город.
– Мой младший брат Виктор тогда окончил училище и попал в Ишим по распределению, – рассказывает Юрий Григорьевич. – Он-то и позвал меня сюда. Я в то время (с 1980 года) работал в авиалесохране. В 1984-м я выполнил норматив мастера спорта и уже в 1985-м по приглашению приехал сюда инструктором по парашютному спорту…
– Но ведь инструктор и сотрудник авиалесохраны – это две большие разницы…
– Конечно, новая работа сильно отличалась от предыдущей. Приходилось больше общаться с людьми, учиться быть психологом. И в то же время оставаться спортсменом, повышать свой уровень и при этом заниматься подготовкой ребят. Думаю, у меня получалось. Причём куда важнее было подготовить человека не столько технически, сколько психологически. Объяснить, что прыгать с парашютом, например, безопаснее, чем управлять автомобилем. А когда человек убеждается, что всё нормально, у него снимаются и некие невидимые барьеры. Страх перед неизвестностью, конечно, всё равно остаётся, но это абсолютно нормально. Уже потом идут изучение материальной части парашюта, его укладка, знакомство с процессом раскрытия. На мой взгляд, инструктор не готовит, а лишь принимает участие в подготовке парашютистов. Он – пример для всех, и в то же время именно на нём лежит большая ответственность.
Сейчас мы готовим и просто желающих, и кадетов, спортсменов не только из Ишима, но и из других городов: Омска, Тарко-Сале, Ноябрьска, Надыма, Салехарда, Лангепаса, Ханты-Мансийска, Радужного, Губкинского… – Каждый раз вам приходится бороться с чужим страхом. А свой удалось победить? – Страха у меня сейчас нет, есть волнение. Считаю, если человек занимается экстремальным спортом, а у него нет волнения – нужно срочно уходить из этого вида! Ведь в таком случае опасность уже не контролируется.
– Что в первую очередь требуется от желающих стать парашютистами?
– На начальном этапе самое главное для будущего парашютиста – соблюдение дисциплины. Насколько правильно и последовательно он будет выполнять все требования, ровно настолько будет успешен его личный прыжок. Невыполнение законов парашютного спорта может не только угрожать здоровью будущего парашютиста, но и исключить профессиональный рост. Ведь в этом спорте первый и последующий прыжки мы выполняем самостоятельно! После отделения от самолёта нас никто не контролирует и уже никто не подскажет, что делать. Поэтому тренировка на земле и успех прыжка тесно связаны, а получить знания без соблюдения дисциплины невозможно. Сейчас прыжки разрешается выполнять с 14 лет, а вот до какого возраста – вопрос здоровья. И медкомиссия у нас обязательна.

                               **Под куполом… вся семья!**

Так случилось, что парашютный спорт стал семейным увлечением Богдановых. Братья Юрия, Виктор и Сергей, начали заниматься, взяв пример со старшего брата. Виктор даже служил в ВДВ, а после армии продолжил тренировки и вскоре стал мастером спорта. У него второй разряд и около ста прыжков. У младшей сестры, Ольги, три прыжка. Жена младшего брата – кандидат в мастера спорта, жена среднего имеет третий разряд по парашютному спорту. А у супруги Юрия, Людмилы, – первый разряд. И породнило чету Богдановых тоже небо: познакомились они в авиаспортклубе, через три года поженились, родились сыновья: сначала Сергей, а потом и Виктор.
– Самое главное для меня в жизни всё-таки не спорт, а семья, – говорит Юрий Богданов. – Именно благодаря ей я достиг стольких побед и сумел не уйти в сторону. Ведь когда человек фанатично отдаёт себя какому-то одному делу, забывая о реальности, – это уже плохо. Я благодарен парашютному спорту. За знакомство с супругой. За то, что открыл в себе такое качество как решительность. За незабываемые впечатления, за радость прыжков, за чувство мальчишеского веселья от того, что у детей, которых я готовлю, всё получается, что они к этому стремятся. За умиление от восторженных рассказов о выполненном прыжке. Мария ГУСЕВА.

Автор: Мария ГУСЕВА.