Медиакарта
22:55 | 6 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Путь-дорожка фронтовая

Вспоминает Сергей Тимофеевич Баталов.

Впервые войну я увидел 16 июня 1942 года под Сталинградом. Правда, наша часть заняла вначале оборону за Нижне-Чирской станцией, но спустя время по команде перебросили в сторону Сталинграда.

Это на словах просто, а тогда 65-70 километров мы проходили с большими оборонительными боями. Немцы не давали нам никакой передышки: с неба падали не только бомбы, но и листовки, в которых было написано: «От Харькова до Дона пройдём с бомбёжкой, от Дона до Волги – с гармошкой». Ну и дали мы им тогда прикурить! Под Сталинградом с 17 июля по 3 февраля 1943 года фашисты потеряли до 1,5 млн. солдат и офицеров, более 90 тыс. было взято в плен.

Страшное зрелище предстало перед нами после боёв, когда мы строем проходили по центральной улице. На наши глаза наворачивались слёзы, когда увидели, во что превратили фашисты красивый город. Руины, пепел, пыль и ни одного целого здания.

А путь-дорожка фронтовая куда забросит, неизвестно, но то, что точно куда-то отправят, никто не сомневался.

В средней Ахтубе, что в 30 километрах от Сталинграда, моя часть ждала отправки на фронт, но с этого места наша дорога разделилась: друзья-однополчане отправились дальше на фронт, меня, заболевшего цингой, забрали в госпиталь в Красный Кут. Оттуда – в Саратов, но и здесь не задержали, отправили в Молотов (Пермь). Лечение продлилось долго – до сентября 1943 года.

После болезни направили не на фронт, а на курсы подготовки на САУ-85 (самоходные артиллерийские установки) в Свердловск и только после этого вместе с самоходками доставили под Москву, а уже отсюда на Украину, в самое пекло. Немцы упорно сопротивлялись, не желая сдавать свои позиции. Но и нам упорства было не занимать – с большими боями мы продвигались на Запад. Потери не обошли стороной и наш экипаж: в эту зиму мы потеряли 3 машины, погибли 2 командира.

После Украины была Молдавия. В одном бою наш танк подбили. Командир с механиком решили пробиваться в часть, а меня оставили охранять боевую машину, у которой были нарушены фракцион и тяги управления. Утром я увидел немцев, которые окружали танк. Я насчитал 26 человек. «Живым я им не сдамся», – решил я, вцепившись в рукоятку пулемёта ДТМ. Две короткие очереди заставили немцев залечь. Не знаю, чтобы я предпринял дальше, не приди мне на выручку отделение пехоты.

За 8 дней боевых действий, в которых я принимал участие, меня наградили орденом Отечественной войны 1 степени.

Из Молдавии через Дунай двинулись мы в Болгарию, из неё – в Югославию, оттуда дорога пролегла и до Венгрии. Помню бои под городом Печ. Непрекращающиеся бомбёжки, наглое наступление немецких самоходок, назначение меня командиром танка, лёгкое ранение в руку, лечение в медсанчасти и снова бои. На этот раз под Капошваром. Орден Красной звезды – как раз за Капошвар.

Победу я встретил в Румынии, а оттуда состоялась переброска в Австрию, где я прослужил ещё два года. Домой вернулся только 1 мая 1947 года.

Записала Галина ЖЕЛОНИНА, председатель первичной организации «Автотранспорт­ник» при городском совете ветеранов