Много мы говорим о возрождении института старост в деревнях района. Пишем о них и просим глав поселений поддержать разговор о сельском старосте. Но не все главы за избрание таких людей на селе, потому что роль старосты зачастую выполняет сельский депутат.
Почему институт старост сегодня так трудно внедряется в районе? Во Владимирской области, например, сельских старост возродили ещё в 2005 году. Там они - полномочные представители власти на селе. Их лелеют, раз в год собирают на специальные съезды, где поощряют самых трудолюбивых, даже учредили почётный знак сельскому старосте за добросовестный труд. Конечно, многие наши главы поселений говорят, что это не более, чем красивая метафора. Ведь нет никаких законодательных актов, которыми бы регламентировалась деятельность сельских старост. Но мне кажется, здесь необходимы большое желание самих глав и большая их ответственность за те маленькие деревушки, в которых остались доживать свой век до десятка старичков.
Да, действительно, сегодня нет никаких региональных и федеральных законодательных актов, где регламентировалась бы деятельность сельских старост. Единственный закон, на который они могут опираться, - Федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». При внимательном прочтении этого документа нетрудно понять, что никаких прав по управлению деревней не имеет не только сам староста, но и весь сельский сход.
Если следовать букве закона, то сельский староста должен именоваться председателем комитета территориального общественного самоуправления, а сельские сходы – это не больше, чем собрания граждан. Никакой сельской вольницы федеральный закон не предусматривает.
Просто так ударить в набат и собрать сельский сход староста неправомочен. Согласно 131-му закону, собрание, проводимое по инициативе населения, назначается представительным органом муниципального образования. Иначе говоря, любое решение сельского схода может быть признано незаконным, если администрация поселения не даст добро на его проведение. Тут своего рода замкнутый круг: чтобы принять решение, требуется собрать сельский сход, но сначала надо обратиться к власти. А если она возразит против собрания, то формально и решение никогда не будет принято. Более того, если на сельском сходе граждане обратятся к властям с нехитрой просьбой починить водопровод или подлатать дорогу, то окончательное решение чинить или не чинить опять-таки останется за муниципалитетом.
Вот и получается, что сельского общества давно уже не существует. Вместо него появились общественники с добрым названием «староста». Порой их никто и не назначает, и не выбирает – они просто активисты от народа, такие, например, как Виктор Никифорович Слинкин из села Бронниково.
Само село на грани исчезновения, живут в нём одни пенсионерки преклонного возраста, и он для них самый главный человек. Правда, на лето приезжают временщики-дачники, которые качают свои права, частенько нарушают общественный порядок. Староста же для них не указ. Как говорится, мой дом – что хочу, то и делаю.
В прошлом году семье Слинкиных пришлось с одним непутёвым дачником судиться. После всей этой неприятной ситуации Виктор Никифорович от своих обязанностей отказался, администрация же Малозоральцевского поселения не защитила его и не поддержала, хотя В.Н. Слинкин был бы ещё много лет незаменимым помощником для главы поселения. Правда, и сейчас немощные старушки в Бронниково по-прежнему идут к Слиникину, знают, что он всегда поможет и словом, и делом.
- Деревня-то наша ещё существует, и люди в ней хоть старенькие, но живут. А кто им, немощным, поможет? - обеспокоенно рас-суждает Виктор Никифорович.
Что тут скажешь? На этой должности врагов нажить ничего не стоит. Потому как работа общественная, а не государственная, но всё же начальственная. Недаром говорят: «Хочешь быть люб – в старосты не ходи». Избираться старостой особенно-то никто не жаждет: денег за эту должность не платят, а хлопот не оберёшься. Со старосты могут спросить и за заброшенный пруд, и за разбитую дорогу, и за обветшалое кладбище.
Староста маленькой деревушки Бишуры Елена Константиновна Ключарёва – человек беспокойный и власти местной постоянно напоминает о проблемах.
Ключарёва в Бишуре не только староста, но и настоящий «министр всех внутренних дел» деревни. Надо было построить автобусный павильон – собрала весь немноголюдный отряд селян, и крытый павильончик установили в том месте, где удобно людям. Сейчас, когда пожароопасный период наступил, вся деревня охраняет бишуринский бор как зеницу ока. Разве можно такую красотищу погубить? поэтому здесь на страже не только пожарные, но и вся округа во главе со старостой. Елене Константиновне уже за 80, но она полна сил и решительности в делах обустройства своей деревни.
К возрождению института старост главы сельских администраций не очень-то стремятся. И не только потому, что их полномочия не регламентированы ни в одном правовом документе. По их признанию, активных, неравнодушных людей, готовых совершенно бесплатно взять на себя груз общественных забот, становится всё меньше и меньше. Но ведь без них иные деревни придут в полное запустение.
В маленькой Нерде, до которой доехать трудно, всего восемь жителей. И как бы они сегодня обходились без Тимербики Якубовны Рябиковой?! Она с раннего утра навещает весь свой деревенский люд и узнаёт о самочувствии каждого. Тимербика не называет себя старостой деревни, и никто ей не давал этот начальственный сан, просто она уверена, что, кроме неё, здесь помочь людям некому, поэтому болеет за каждого и за всю деревню.
По заверению же самих старост, самоорганизация жителей – подчас единственный способ поддерживать хоть какой-то порядок в малых деревнях. И что ни говорите, старосты пусть и общественники, но они смогут замедлить деградацию наших малонаселённых деревень. Вот что по этому поводу сказала староста Юрт Турбинских Кутарбитского поселения Хасиба Тактабаевна Нигматуллина:
- Мне самой эта должность не нужна, но кто-то всё-таки должен отстаивать интересы таких вот маленьких деревушек. Ведь в избирательный округ депутата сельской думы, как правило, входят несколько деревень, и он лучше знает обстановку той, в которой живёт. А кто будет решать проблемы остальных? Вот тут должность старосты незаменима. Нужны нам сегодня старосты, очень нужны. Конечно, было бы правильнее наш статус закрепить законодательно. Тогда, думаю, старосте нужно и платить за работу, ведь это обяжет его трудиться лучше. И отношение властей к выбранному селянами общественнику было бы более внимательным.
И не согласиться с Хасибой Тактабаевной нельзя. Действительно, старосты нужны, без всяких регламентаций они доказывали и доказывают, что являются полномочными представителями власти в деревне. Поэтому разговор о роли старост газета не заканчивает. Мы ждём от вас, дорогие читатели, сообщений, как работает староста у вас. И, конечно же, интересно узнать мнение самих старост о своей роли в вертикали власти.
Галина ГРЕБЕНЩИКОВА