Медиакарта
23:10 | 21 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Дайте Хлестакову микрофон!

Завершился первый региональный фестиваль-конкурс актерской песни «Почти Belcanto». В понедельник в театре кукол прошли гала-концерт участников и награждение победителей. Но перед этим конкурсанты и члены жюри провели в театре целый день: сначала готовились к отборочному туру, на который заявилось 18 участников; затем актеры выступали, а жюри оценивало; затем наступило время жарких споров и подсчета баллов. … В обеденное время зрительный зал театра кукол практически пуст. Свет чуть приглушен, на сцене незнакомая женщина с гитарой поет песню «А он мне нравится». Актриса явно не тюменская, по дрожащему на особо высоких нотах голосу заметно, что она волнуется, а звукорежиссер просит снова и снова спеть в микрофон – последняя проверка звука. Потом я узнаю, что актрису зовут Татьяна Адриянова и приехала она из Тобольского драматического театра имени Петра Ершова. А пока навязчивый мотив песенки застревает у меня в голове, словно кто-то нажал на кнопку повтора. Но вот свои места за столами занимают члены жюри - народный артист России Владимир Орел, доцент кафедры хорового дирижирования академии культуры, искусств и социальных технологий Ирина Бибеева, директор театра кукол Василий Пустыльников, профессиональный певец Сергей Дьяконов-Дьяченков и депутат областной Думы Борис Салмин. – Готовьтесь, часа два петь будем, – шутливо говорит им Сергей Скобелев, актер драматического театра и один из конкурсантов. В зале гаснет свет, включенными остаются только настольные лампы жюри. Конкурс начинается. Представляю, что я тоже член жюри. Делю страницу блокнота на две колонки, в одну пишу имя конкурсанта и название номера, в другую – личные впечатления и оценку. Как объявил Василий Пустыльников – по десятибалльной шкале. Причем, если конкурсант представляет несколько номеров, то для оценки берем лучший и обращаем внимание не только на вокал, но и на весь замысел выступления. Интересно, совпадет ли мое мнение с оценками специалистов? Вот, например, на сцене появляется одетая в бедняцкое тряпье Мотенька – Наталия Пономарева, актриса Тобольского драматического театра имени Петра Ершова. Жалостно выводит песенку о своей горемычной жизни. Не столько поет, сколько играет: как будто стоит перед группой обеспеченных особ в надежде, что те, послушав проникновенную, до смешного наивную песню, бросят певице денежку. Десять рублей… ой, то есть, баллов, не меньше, записываю себе в блокнот. А вот вокально-инструментальный ансамбль «Черепа» – молодые актеры Тюменского драматического театра Евгения Казакова, Артем Козлов, Наталья Никулина, Александр Кудрин и Николай Аузин. Исполняют песенку «Тополя» и выглядят при этом как грустные клоуны и феечки старого разорившегося цирка. Девушки в белых платьицах (такие Офелии!) нестройно голосят, мужчины подыгрывают им на гитарах и трубе, а за спинами актеров валит с потолка то, что можно принять за снег. Однако это тополиный пух, на который у всех актеров аллергия – по замыслу номера. Чихают, бедные, сморкаются и грустно поют свою тополиную песню. Десять баллов за артистизм и трогательность, пишу я. А это три русалки – актрисы городского драматического театра из Нижневартовска Валентина Захарко, Евгения Хлебникова и Ольга Горбатова. Аукают, хохочут, того и гляди утащат на дно озера - потому что на сцене разыгрывается фрагмент реконструкции обряда Ивана Купалы. Десятка – за аутентичность образов, пишу в блокнот. Сергею Скобелеву так к лицу всякие бродвейские штучки: шляпы, атмосфера мюзиклов, легкая развязность! Две композиции, которые не вошли в окончательный вариант постановки «Пули над Бродвеем», идут здесь «на ура». Как, впрочем, и третья, которая вызывает смех и у жюри, и у горстки зрителей отборочного тура. Кто еще может, как Скобелев, исполнить пародию на песню «Это здорово», жеманно повторяя «Я люблю себя. Это здорово»? Пишем: десять баллов – за актерский талант. Выступление Анатолия Бузинского из нашей драмы не обрамлено никакими актерскими изысками. В этом нет необходимости – мы и так знаем, что поет он великолепно. Но я не знала о том, что еще и сам пишет стихи к песням. Вижу, как напрягается Ирина Бибеева, главный в жюри эксперт по вокалу, как она вслушивается - и понимаю, что в своем мнении относительно выступления Бузинского не ошиблась. Оно практически идеально. Десять баллов – за вокал. Я могу долго рассказывать о тех, кому наставила десяток: среди них и Павел Жук, актер из Тобольска – скромный человек с гитарой и удивительно чистым, светлым голосом. Это и Ольга Горбатова (Нижневартовск) с песней о кабаре – шикарная, блестящая, легкая и раскованная, с сильным вокалом и такой бешеной энергией, что по окончании ее выступления зааплодировало не только жюри, но взорвалось криками восторга закулисье, где томились другие конкурсанты. Это Наталия Пономарева (та самая Мотенька) – в амплуа дамы 30-х годов, исполняющая под гитару песню Александра Вертинского так, будто она написала ее сама, будто шагнула на сцену из времени, украшенного горжетками, кружевом и усталым изяществом. Прелесть в том, что они, актеры, на конкурсе не спрятаны за своими ролями, они примерили самостоятельность. И произошла удивительная метаморфоза, перемена слагаемых – словно это персонажи теперь изображают артистов! И я думала: вот бы дали Хлестакову микрофон, он бы тоже, может, спел о своей неизбывной тоске или насмешил каламбуром. Словом, показался той гранью, которую и предположить в нем было невозможно. В моем оценочном листе набралось много победителей. А жюри отметило девятерых: по три в каждой номинации. На гала-концерте выяснилось, что первое место в номинации «Мужской вокал» занял Анатолий Бузинский, второе – Павел Жук, третье – Борис Фокин, актер театра кукол «Барабашка» города Нижневартовска. Среди женщин победила Ольга Горбатова, далее по списку – Наталия Пономарева и Алла Потриваева, студентка второго курса Тюменской академии культуры, искусств и социальных технологий. Места у вокально-инструментальных коллективов распределились так. Первое – за реконструкцию обряда Ивана Купалы - ушло к актрисам города Нижневартовска Валентине Захарко, Евгении Хлебниковой и Ольге Горбатовой. Второе досталось трио из Тобольского театра – Наталии Пономаревой, Евгению Пономареву и Павлу Жуку, третье – тюменскому коллективу «Черепа». … На пресс-конференции, которая предваряла фестиваль-конкурс, Владимир Орел сказал, что самое главное – это определить уровень вокальных способностей тюменских актеров. Как высока планка? Трое из девяти победителей – тюменцы. Могу я сделать вывод, что это хороший результат?

Автор: Оксана Чечета