Медиакарта
5:33 | 17 августа 2024
Портал СМИ Тюменской области

Замкнутый круг для молодого водителя

Знаете ли вы тех, кто недоволен качеством обучения в автошколах? А тех, кто рискнул и пожаловался в официальные инстанции? Практика говорит о том, что смельчаков, написавших претензию на уровень оказания образовательных услуг в автошколах, – единицы. По данным отдела защиты прав потребителей регионального управления «Роспотребнадзора», такая жалоба поступила всего одна. За семь лет! Означает ли это, что потребители этих услуг всем довольны? Отнюдь. Но среди тех, кто учится вождению, действует негласное правило: жаловаться – себе дороже. Считается, что открытым недовольством можно добиться одного – остаться в итоге без водительского удостоверения. Цена молчания кажется равной стоимости обучения. Но в этот прайс жизнь может внести существенные коррективы. Известно, что те, кто имеет стаж вождения менее трех лет, чаще других становятся участниками дорожно-транспортных происшествий. О качестве подготовки молодых водителей и в целом об организации этой учебной работы говорили вчера в областной Думе на совещании с участием руководителей автошкол. Инициатива такой встречи принадлежала зарегистрированному в апреле этого года некоммерческому партнерству «Союз автомобильных школ области». По словам Вячеслава Носова, директора этого профессионального объединения, оно создано «людьми с активной жизненной позицией, которые хотят изменить сложившуюся ситуацию в сфере подготовки водителей». Пока в эту структуру входят только десять (список опубликован на сайте союза) из почти пяти десятков автошкол, зарегистрированных в Тюмени. Открывая совещание, Геннадий Корепанов, заместитель председателя областной Думы, координатор проекта «Дороги Единой России», признался, что известно немало фактов, когда во главу угла в автошколах ставится совсем не качество обучения. Важнее – получение прибыли любой ценой. Для качественного учебы там нет ни квалифицированных преподавателей, ни соответствующих технических средств. Не выполняются нормативные часы теоретических и практических занятий.
К чему приводит небрежность в проведении занятий, рассказал Алексей Шукшин, руководитель учебно-производственного комбината «Автомобилист» (который стал одним из учредителей Союза автошкол области). По его информации, в прошлом году на дорогах России погибли 27 тысяч человек (рост по сравнению с предыдущим годом составил более 15%). Тюменская область в этой печальной картине выглядит не лучше других. Более того, в этом году рост количества ДТП составил более 27%, а число погибших выросло почти на треть. – Объяснить такую статистику только ростом интенсивности движения нельзя, – считает Шукшин. – Причина - в отсутствии стандартов обучения в автошколах, несовершенстве программ подготовки. По его мнению, подготовка водителей из индивидуального обучения превратилась в бизнес, где качество подготовки отодвигается на второй план. И отмена лицензирования этой деятельности, введенная в прошлом году, способствует только ухудшению ситуации. Мало того, что школы-однодневки растут, как грибы, так они еще используют демпинговую политику. – Создается впечатление, что автошколы соревнуются не в том, кто лучше подготовит будущих водителей, а кто предложит за обучение меньшую цену! – возмущается Алексей Шукшин. Учеба автошколах сейчас как будто проходит этап создания стихийных китайских рынков, где можно было купить любую подделку «похожую на». Какое-то время эта дешевизна многих устраивала. И только почувствовав на собственной шкуре, что значит поговорка «скупой платит дважды», покупатели от такого «добра» стали отказываться. Научились и предъявлять претензии недобросовестным продавцам. Показателем качества обучения, считает Шукшин, является и то, что многие курсанты (по данным ГИБДД таких 23 процента) не могут сдать теоретические и практические тесты с первого раза. Количество повторных заходов на экзамен по вождению иногда переходит всякие границы: пять, шесть, восемь и более раз! Такого, говорит Алексей Шукшин, никогда не было. Раньше преподаватели были заинтересованы (и материально в том числе), чтобы ученики все сдавали на отлично. Сейчас некоторым автошколам выгоднее иметь «хвосты», ведь за каждую пересдачу ученики снова и снова платят! Такой легкий и почти способ «делания денег» (малые предприятия, как известно, проверять можно только раз в три года) довел процесс обучения до абсурда. Этой образовательной деятельностью можно заниматься хоть в сельских клубах! Можно открывать одну автошколу в ста метрах от другой. Можно даже обходиться без учебных автомобилей, которые должны быть оборудованы дополнительной педалью тормоза и зеркалами заднего вида. Можно нанимать инструкторов со стажем без году неделя… – Обучение и переобучение водителей в некоторых автошколах превратилось в профанацию, в конвейер, действующий по принципу «Вы нам деньги – мы вам документы», – сделал категоричный вывод Алексей Шукшин. В качестве иллюстрации к сказанному он привел отрывок из публикации «Кто садится за руль автобуса?», напечатанной в апреле в «Тюменском курьере». Речь там шла о том, что на экзаменах будущие водители автобусов не смогли назвать даже марку машины, на которой якобы проходили стажировку. О том, что подготовку водителей в автошколах надо серьезно улучшать, говорили Олег Меркушов, прокурор отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства; Игорь Веретенников, заместитель руководителя областного управления федеральной антимонопольной службы; Антон Богданов, заместитель директора областного департамента по лицензированию, государственной аккредитации, надзору и контролю в сфере образования. А Надежда Соколова, начальник отдела защиты прав потребителей регионального управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, возложила ответственность за такое положение дел не только на работников автошкол, но и на самих курсантов. Если жалоб от потребителей нет – нет и повода проверять работу автошколы, штрафовать или лишать лицензирования! По ее словам, учащиеся автошкол должны быть готовы к тому, что никто не гарантирует им получение водительских прав, а деньги они платят только за образовательные услуги. И если никто и ничего от преподавателей и инструкторов не требует, то получается, что деньги просто выбрасываются на ветер. Участники совещания решили создать рабочую группу, чтобы все желающие могли вносить туда предложения по совершенствованию образовательных программ в автошколах. А Геннадий Корепанов предложил работникам прокуратуры при малейших нареканиях выходить на проверки деятельности автошкол. Но самыми строгими контролерами, способным разорвать этот замкнутый круг, могут стать сами будущие водители – если будут более требовательными к тому, чему и как их учат.

Автор: Инна Горбунова