Медиакарта
11:27 | 1 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Богатство ее не деньгами мерится

Богатство ее не деньгами мерится
08:47 | 26 мая 2010
Источник: Новая жизнь

Сейчас представить, как работали во время войны оставшиеся в тылу женщины, да что там - обыкновенные девчонки-старшеклассницы, - довольно сложно. Ведь если они, сейчас уже давно бабушки и прабабушки, скромно говорят, что всю войну были трактористками, то невольно представляешь современную технику. А ведь у них были простые «колесники», без окон и дверей, на которых работали - и на них же калечились, порой до смерти.

-Не знаю, как только я жива осталась, - вспоминает Анна Ивановна Бородулина. - Пахали поле, заснула на секунду, упала - и под плуг. Хорошо, тракторист заметил, остановил трактор, вытащил меня. Пошла домой, а ноги не идут, руки не поднимаются. Мама увидела меня, заревела и бегом к костоправке. Та вывихи мне вставила, раны замотала - и я, еле живая, на следующий день пошла на работу. О бюллетенях мы и не слышали. Да и болеть некогда было - война.

Слушаешь эти простые слова - и по телу мурашки бегут. К себе начинаешь прислушиваться, вопросы задавать: «А ты смогла бы?». И честно отвечать: «Не знаю. Вряд ли»…

А в то время это не казалось геройством. И сейчас Анна Ивановна рассказывает о своей жизни вполне спокойно и обыденно: да, было трудно. Но и сейчас молодым нелегче. Только разве физически на работе не уродуются…

У каждого времени - свои приметы и проблемы. В семье Анны Ивановны было два брата, две сестры, мать с отцом да бабушка. Работали много, жили дружно, лучше деревни Логашкино места себе не представляли.

Нет сейчас милой сердцу деревушки на карте района, но в памяти она жива. Вот они с мамой везут на корове сдавать сено для фронта, это уже отца взяли в трудармию, а братьев - на фронт. Вот с надеждой и страхом ждут почтальонку. С весны до осени пластаются в поле, выращивают овощи и табак. Все для фронта, все для Победы.

Оглядываясь назад на девятом десятке жизни, Анна Ивановна понимает, что было не все так плохо и трудно. Главными все-таки оставались молодость и надежда - каждый верил, что вот еще немного, закончится война и начнется замечательная жизнь. Сейчас она понимает, как наивны были их мечты. И все-таки она считает себя счастливой.

-Муж хороший был, - говорит сдержанно.

И только потом, после расспросов, слегка приоткрывает душу.

Разве могла она представить, что победный 45-й год станет для нее счастливым вдвойне? Даже не думала. О семье, о женихах все мечтали. Но уж очень мало парней возвращалось с фронта, большинство искалеченных, и те были нарасхват. А вот Аннушке повезло. В соседней деревне Турлаки у семьи Бородулиных радость огромная: сын вернулся. Тоже израненный, полгода в госпиталях провел перед демобилизацией. Но ведь живой. А в соседях у них логашкинские жили, вот хозяйка и завела разговор:

-Женить-то парня думаете? Поторопитесь, пока не разболтался. А я и девушку хорошую знаю, у нас в Логашкино живет, Нюрой зовут. Женой доброй будет.

В то время родительское слово имело большой вес. Да парень наверняка думал: «Съезжу, посмотрю, от меня не убудет. Не понравимся друг другу - не быть свадьбе».

С тем и засобирались на смотрины. Явились в субботу, а невеста на работе, ни сном, ни духом не знает о том, что судьба ее уже в горнице сидит. Пришла с работы уже в потемках, осенью вечера ранние, а за столом гости чай пьют. И парень с ними молодой, ладный да красивый. Так сердечко и екнуло. И у него глаза заблестели. Мать в бок толкает тихонько:

-Понравился тебе парнишка-то?

-Да, - еле выдохнула Аннушка.

-Сватать тебя приехали. Пойдешь за него?

-Пойду.

Вот так, нежданно-негаданно, Александр и Анна сначала стали женихом и невестой, - потом мужем и женой. И прожили вместе 53 года. Сейчас Александра Михайловича уже нет в живых, а Анна Ивановна по-прежнему о нем как о живом говорит. И тоскует.

-Вдвоем полегче было бы, - вздыхает она, совсем не намекая на физическую тяжесть одинокой жизни - рядом дети, внуки, всю работу сделают. Да ее не так много в благоустроенной квартире. А вот когда они уходят…

Воспоминания обступают. Вот они, только поженившись, обживают свой первый дом в Турлаках. Сразу решили жить отдельно, родители поддержали и оделили молодых, чем могли: скотиной, немудреной мебелью. Александр Михайлович, всю жизнь не бегавший от работы, был и бригадиром, и завфермой. И Аннушка рядом - и дояркой была, и телятницей, а дома свое хозяйство, и детки малые пошли. Трое их в семье - дочь Надежда да два сына - Николай и Владимир. Всех подняли, вырастили.

-От работы сроду не бегали, - говорит Анна Ивановна. - Когда в Полозаозерье переехали, всегда скотину держали, в Бердюжье - тоже. Я всего два года, как перестала огород сажать.

-Мама у нас молодец, - говорит Татьяна Бородулина, жена сына Владимира. - Я своих родителей рано потеряла, Вовины мне их заменили. Ребятишек помогли вырастить, они очень любят свою бабушку.

Сейчас у Анны Ивановны пятеро внуков и столько же правнуков.

-Богатая, - улыбается она.

А ведь действительно - богатая. У нее такое богатство, что деньгами не измерить.

Татьяна АЗАРОВА.

На снимке: А.И.Бородулина.

Фото из семейного архива.

Теги: победа