Медиакарта
13:32 | 27 сентября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Не умолкает в памяти война

В селе Усть-Ламенка в музее собран богатый краеведческий материал о жизни ленинградских детей, эвакуированных в глубокий тыл в первые месяцы войны. Руководитель музея Л.Ю. Александрова и её ученики долгое время переписывались со многими воспитанниками детского дома №128. Одна из них – Галина Андреевна Крикунова. О своей юности, выпавшей на годы войны, она вспоминала:

– Нашему поколению не повезло. Война. Прощание с родными, дорогими людьми. По возвращению в Ленинград мы многих в живых уже не застали. Я потеряла маму и старшую сестру. Отец похоронил их с разницей в 15 дней. Они умерли в блокаду в апреле 1942 года. Я уже была в Усть-Ламенке. Хочется увидеть места, где мы прожили три года войны. В том, что мы остались живы, заслуга правительства тех лет. А то бы и нас не было. Сибирь приняла нас приветливо. Учились, трудились, работали много и на полях интерната, и на колхозных. Сено заготавливали – мальчишки с косами, девочки с граблями. Осенью убирали урожай.

Эшелон с детьми прибыл на станцию Голышманово в декабре 1941 года. Возглавила интернат в Усть-Ламенке Прасковья Прокопьевна Иевлева. Она была самым опытным педагогом, директором школы в Ленинграде. Но специфика жизни в деревне была совсем другой. Здесь нужно было думать и решать вопросы не только обучения, но и питания, организации труда. Неразрывной была связь детей с родным городом. Все годы среди интернатов с блокадниками проводилось социалистическое соревнование за Красное Знамя Ленинградского Совета народных депутатов. Дети переписывались с родителями, которые остались работать на военных заводах Ленинграда, бойцами Красной Армии, собирали посылки на фронт. Шили кисеты, набивали их табаком и отправляли на фронт. И даже в трудное военное время ленинградцы не расставались с песней. Вечерами усаживались в комнате для занятий. И строгая, иногда даже суровая Прасковья Прокопьевна просила Галю Крикунову спеть любимую «Раскинулось море широко». Слова «Товарищ, мы едем далёко – подальше от нашей земли» все воспринимали через личную боль от расставаний с любимым городом, с родителями. Жарко горели в печи дрова. Галина вновь начинала: «Бьётся в тесной печурке огонь, на поленьях смола как слеза...» Слова песни подхватывали все. Песня помогала в жизни, в самые горькие минуты, когда из Ленинграда приходили вести: чей-то дом разбомбили, чьи-то родители умерли или погибли.

С детскими домами в годы военной юности был связан Константин Лагунов. Перед самой войной он окончил Голышмановскую среднюю школу. Его родители работали в селе Голышманово в детском доме. Отец был директором. Костя тоже пошёл работать в детский дом, проработал почти год, и его назначили секретарём райкома комсомола. Он часто бывал в детских домах района – в селе Голышманово, Малышенке и Усть-Ламенке. Комсомольские работники вовлекали молодёжь Ленинграда в общественную жизнь. Уже весной 1942 года здесь была создана самостоятельная комсомольская организация из ребят, кому уже исполнилось 14 лет. Когда Константин приезжал в Усть-Ламенку, он часто принимал участие в мероприятиях детского дома. Брал в руки баян и подыгрывал юным певицам. Когда в 1944 году с Ленинграда была снята блокада и повзрослевшие юноши и девушки уезжали в родной город, Константин Лагунов написал Галине Крикуновой трогательные стихи.

Девушке из Ленинграда

Ленинград – это слово, зовущее к жизни,

Ленинград – это солнца победного свет,

Ленинград – это слава любимой Отчизны,

Это символ работы, борьбы и побед!

Встреч с тобой не ожидавший,

Песня познакомила меня

С девушкой из города, сдержавшего

Шквал снарядов, грозный шторм огня.

От полей, лесов, простора дикого

Увези последний мой привет

Девушка из города великого –

Символа труда, борьбы, побед.

В школе дети из Ленинграда учились вместе с деревенскими ребятишками. Гале Крикуновой с трудом давался немецкий язык. Как бы она ни учила эти непонятные сердцу, чужие слова, а пожилая седовласая учительница Елена Карловна Янсон трясла своей ладошкой в воздухе и вновь и вновь отчитывала: «Ти опьять не виучиль урок!»

На всю жизнь в памяти ленинградцев остались педагоги школы. В годы войны здесь трудились Григорий Степанович Тимонов и Клавдия Афанасьевна Крутых. К сожалению, Г.С.Тимонов не дожил до Победы. Он был похоронен на деревенском кладбище: собрались тогда всей деревней, его ученики плакали. По вызову ГОРОНО К.А. Крутых с семьёй уехала в Воронеж.

В 1942 году в село приехала молоденькая учительница Анастасия Ульяновна Дубровская, годом раньше окончившая естественно-географический факультет Омского института. Окончание института совпало с началом войны, потом год она работала в селе Голышманово. Её назначили классным руководителем пятого класса.В классе было много мальчишек из Ленинграда – Володя Капустин, Панкратов Семён, Яшин Володя. Военное дело преподавал Алексей Семёнович Сусликов. В памяти детей он остался высоким красивым мужчиной с военной выправкой. В военное время все беспрекословно выполняли приказы военрука, разбирали и собирали видавшее виды, ещё довоенное ружьё. Спустя время Анастасия и Алексей поженились, остались в Усть-Ламенке навсегда. А вот Анастасия Яковлевна Шкиря, учитель русского языка и литературы, не связала свою жизнь с этим селом. Она, как и А.У. Сусликова, тоже родом из Казахстана. В 1938 году поступила в Омский учительский институт. Уже через год студентов направили в сельские школы области – учителей катастрофически не хватало. Мужчин-учителей многих мобилизовали на войну с Финляндией. Анастасия Яковлевна спустя годы написала в письме директору районного краеведческого музея Б.О. Сухову: «В Усть-Ламенке я проработала до лета 1944 года. Затем уехала в Омскую область. Там тоже жили дети-ленинградцы. А когда детей отправили в Ленинград, часть из них, у кого не было уже родителей, оставили в д. Большой Атмас (детский дом №49). К ленинградцам поселили и местных сирот. Я работала заместителем директора до 1949 года. Дети выросли, их трудоустроили, а я опять пошла в школу, где и проработала до пенсии».

Во время войны вернулся в село после ранения ученик школы Андрей Иванович Александров. Он был председателем колхоза «Заря Урала». Почти ничего неизвестно о директоре школы Елене Александровне Фёдоровой. Ветеран войны Г.И. Сазонов рассказывал, что она застрелилась. Подробностей фронтовик не знает – он тогда только вернулся с фронта. Связано ли это с личными проблемами или как-то касаются работы в лихие военные годы, когда за небольшую провинность могли осудить? Может быть, кто-то из старожилов может поведать об этой женщине. Ведь она одна из тех, кто создавал условия, чтобы сохранить детей Ленинграда, учить их и воспитывать.

Фото из семейного альбома

На снимке: Учителя Усть-Ламенки с детьми из Ленинграда (1941-1945 годы)

Автор: Любовь Алексеева