Медиакарта
20:59 | 7 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Опыт народа, мудрость поколений

Опыт народа,  мудрость поколений
15:49 | 04 июня 2012
Источник: Светлый путь

Культура составляет главное в жизни человечества, и всё остальное должно быть ей подчинено.

Д. Лихачев

Основная черта любой культуры — это её национальная самобытность. Развивая свою культуру, сибирские татары села Тарманы стремятся к более полному отражению в ней своей истории, своего видения мира. Жителями села за многие годы накоплено многообразное историческое наследие, главными компонентами которого является язык (татарский), народные обряды, обычаи, традиции. Эти ценности этнической культуры сохраняются и передаются из поколения в поколение.

К духовному наследию сибирских татар относится фольклор. В жанровом отношении он разнообразен. Из лиро-эпических произведений известны прозаические — сказки (йомак), пословицы (лагап), поговорки (эйтем). Музыкой сопровождаются такие жанры фольклора как баиты (пэйет). Баиты содержат некоторое сходство с русскими балладами: в них спокойное эпическое повествование с изображением внутренних, весьма глубоких переживаний героя. Баиты посвящаются трагическим случаям жизни. Мунаджаты (моначат) – беседа с самим собой в одиночестве, очищение, молитва, обращение к богу с мольбой о прощении. В песенном жанре отличительной особенностью фольклора сибирских татар являются такмаклар (частушки). Это песенки-куплеты, обычно рифмованные четверостишия. Такмаклар связаны с плясовой песней, шуточными припевками, дразнилками.

Народные танцы сибирских татар отличаются плавностью, громким отбиванием ног (как в испанском фламенко). Жанровой особенностью танца являются «аяк уен», или «тэйдеру», «сырт якка тэйдеру», «каптырмак», «кул чабып бию», «кэмэ башта тэйдеру», пляска пешнярей «соймэнчелэр тэйдеруе», «нурила ату», «арган саву». В современных танцах сибирских татар прослеживается влияние других культур (казанских татар, русских и других этносов).

Из традиционных музыкальных инструментов известны курай (род свирели), кубыз (язычковый музыкальный инструмент), тумра (род домбры), тум (барабан), гармонь (гармун).

Устное народное творчество сибиров уже давно привлекало к себе внимание исследователей, учёных. «У сибирских татар лежит пласт нетронутой, неизученной культуры, которую нужно изучить, восстановить», – утверждает фольклорист-собиратель Ильгиз Кадыров.

С целью сохранения языка, культуры сибирских татар в ноябре 2009 года создаётся фольклорно-этнографический ансамбль «Саз», руководителем которого является Чагвар Касимов. В организации ансамбля большую помощь оказали глава Тарманского сельского поселения Варис Туйчиков, отличник культуры Гульсум Айнуллина, Екатерина Ахметзянова, долгие годы проработавшая заведующей сельским клубом деревни Нижние Тарманы, отличник просвещения РФ Сакиня Бандукова.

В репертуаре коллектива по-новому раскрывается традиционный фольклор – уникальное культурное наследие сибирских татар, использование разных фольклорных жанров: песенное творчество, хореография, эпический жанр. Песенное творчество занимает одно из ведущих мест в работе. Участниками ансамбля организован сбор материалов, после чего он делится на обрядовые (календарные, свадебные), исторические (баиты), песни-четверостишия или частушки (такмаклар) и лирические песни.

Исполнение коротких песен (кыска койлэр) сопровождается народными танцами сибирских татар, дробушками (тэйдеру).

Сегодня характерен постоянный поиск путей к привитию интереса и любви к родному языку и культуре сибирских татар. Что же можно сделать для сохранения быстро уходящей в небытие народной речи? Для решения данного вопроса при составлении сценария собираются, изучаются и творчески используются пословицы и поговорки. Свод пословиц, созданный за века, может служить становлению нравственной основы личности, ведь пословица для детей – «узелок на намять», это урок нравственности. Опыт народа, мудрость поколений – вот без чего нельзя воспитать полноценную личность.

Также при составлении сценария фольклорно-этнографической композиции используется собранный местный материал, в котором учитывается деятельность жителей села. Особо любимы зрителями этнографические композиции: «Кичке утырмыш», «Каз умэсе», «Кузайтын», «Нэнэ йеп ейыу», «Тилбегэ ишю», «Тормауда», «Кук телау».

В композиции «Кичке утырмыш» для декорации используются предметы быта (самовар, кумганы, цугун ошлавыц, тукац тимер); вышитые полотенца (цигуле битяулыклар), лоскутные одеяла (курама юрганнар), наволочки (цигуле ястык тышлар), половики (сугылган кэлэмнэр), цувал (макет), которые отражают культурное наследие татар.

Издавна сибирские татары отличались кулинарными способностями, их выпечка – потрясающее самобытное угощение. Наиболее древним и простым является кыстыбый. Любимым и не менее древним - бэлиш из пресного или дрожжевого теста с начинкой из кусочков жирного мяса (баранины, говядины, гусятины, утятины и др.) с крупой или картофелем. К этой же категории кушаний относятся очпочмак (треугольник) и перемяч. В последнем – начинка из рубленого мяса с луком. Оригинальным изделием является круглый тонкий пирог «пэтер» и «эретнек» – одно из обязательных угощений сибирских татар села Тарманы.

Нельзя не упомянуть о коймаке (вид оладий), изготовляемого из жидкого как дрожжевого, так и пресного сдобного пшеничного теста. Жарят его на углях в печи.

«Чайный стол – душа семьи», – говорят сибирские татары, подчёркивая тем самым не только свою любовь к чаю как к напитку, но и значимость его в застольном ритуале. Это характерная особенность татарской кухни, включённая в фольклорно-этнографические композиции, обозначает гостеприимность.

Ансамблем «Саз» были организованы концерты в татарских деревнях Нижнетавдинского, Тюменского и Ярковского районов. Ежегодно коллектив делает до 25-30 выступлений, которые с благодарностью принимают зрители. Надолго запоминаются песни и танцы в исполнении солистов Г.Туйчиковой, З.Абдразаковой, Е.Ахметзяновой, К.Балдашовой.

Руководителя ансамбля Чагвара Касимова поистине можно назвать человеком-оркестром. На высоком профессиональном уровне он играет на гармони, баяне, пианино, балалайке, гитаре, курае. Чагвар Абузарович – отличный солист, прекрасный танцор, композитор и поэт. Ансамблю повезло с таким руководителем.

В репертуаре ансамбля – песни разных поколений, танцы, частушки, игры. В Тарманах ежегодно проводятся как традиционные праздники (День матери, Новый год, 8 Марта, Сабантуй), так и нетрадиционные (Проводы льда, День учителя, День инвалидов, юбилеи), и ни один из них не проходит без участия ансамбля «Саз».

Ежегодно в феврале в области проводятся Дни татарской культуры, и ансамбль «Саз» – самый активный его участник. Только в этом 2012 году в рамках этого мероприятия ансамбль выступил с концертными программами в Киндере, Чугунаево, Бухтале, Конченбурге.

Коллектив ансамбля «Саз» является победителем и призёром районных и областных конкурсов. Участники ансамбля представляли Тюменскую область на IV Всероссийском фестивале «Түгәрәк уен», который проходил в Перми. «Түгәрәк уен» в переводе с татарского языка означает «игра в кругу», в её основе лежит древний ритуал, символизирующий единение людей и чистоту их намерений. В празднике приняли участие представители 15 регионов России: Омской, Тюменской, Ульяновской, Челябинской, Нижегородской, Оренбургской и Самарской областей, Республики Башкортостан, Удмуртии, Марий Эл, Республики Татарстан и Пермского края. Коллектив ансамбля «Саз» стал обладателем диплома III степени. Фестиваль не только объединяет татар из всех регионов России, но и позволяет показать богатство и разнообразие их культуры.

Участники живут яркой творческой жизнью, находятся в постоянном поиске. 2 марта 2012 года «Саз» награждён дипломом лауреата Ι степени за высокое исполнительское мастерство в областном смотре-конкурсе самодеятельного художественного творчества, дипломом лауреата Ι степени в номинации «Фольклорно-этнографический коллектив» - во ΙΙ областном татарском фольклорном фестивале «Тугарак уен-2012», проходившем 24 марта 2012 года. Как победитель областного фестиваля ансамбль будет представлять и защищать честь Тюменской области на V Всероссийском фестивале «Тугарак уен-2012» в г. Самаре.

Коллектив ансамбля «Саз» благодарит главу Тарманского сельского поселения Вариса Хурманбаковича Туйчикова, директора Тарманской средней школы Джалилю Мунировну Туйчикову за заботу о коллективе - без их помощи не было бы успехов.

У каждой деревни своё духовно-нравственное развитие, и его уровень зависит от того, насколько организована преемственность поколений. В Тарманах фольклор изучается, осуществляется его передача молодому поколению. Хочется пожелать колективу долголетия, творческого роста, новых успехов.

Автор: От имени жителей села Василя ИЛЬЧИБАКИЕВА – учитель татарского языка и литературы, Ильшат ТУЙЧИКОВА – учитель русского языка и литературы МАОУ «Тарманская СОШ»