Медиакарта
1:39 | 18 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Преодолеть «точку невозврата»

Июнь для многих родителей – месяц решающий. Одни записывают ребенка в школу, другие решают, оставлять ли его на второй год. Страшное слово «второгодник» для одних детей может показаться горькой пилюлей, а для других – бальзамом, дарующим необходимую передышку. Речь не идет о катастрофически не успевающих детях, у которых в табеле одни двойки. Помощь может понадобиться и тем, кто до тройки дотянул, но по уровню развития отстал от своих сверстников. Такая участь может постигнуть и слабеньких, и тех, кого родители, погорячившись, отдали в школу слишком рано – с шести с половиной лет. На что ориентироваться родителям при принятии таких судьбоносных для ребенка решений? Об этом мы спросили у Григория Анисимова, директора медико-педагогического центра «ЛингваБона», одного из участников проходившей недавно в Тюмени научно-практической конференции по восстановительному лечению детей с психоневрологической патологией. Разговор мы начали с вопроса: как определить, готов ли ребенок идти в школу? – Готовность, конечно, должен определять специалист, – рассказывает Григорий Владимирович. – На глазок такое не решишь, необходимо проводить нейропсихологическое тестирование. Просто постучать молоточком по колену – недостаточно. Тестирование должно определить, например, способность ребенка ориентироваться в пространстве. Многим покажется удивительным, но если малыш путает понятия «в», «за», «над» и «под», то позже не сможет различать и деепричастные обороты. Рано или поздно о нем начнут говорить – «необучаем». А у ребенка, может быть, всего лишь дисграфия (нарушение письма), которую, как насморк, надо лечить своевременно. Не ждать, когда у ребенка поползут поля, и буквы начнут вылезать за строчки… – Но родители чаще всего считают, что грязь в тетрадях – признак лени… – Тревогу должны бить, прежде всего, учителя начальных классов, они – более подкованные в таких вопросах. Но, к сожалению, приходится сталкиваться с невнимательностью, равнодушием педагогов, с корпоративной этикой школьных психологических служб. Так что все перекладывается на плечи родителей. Давление сегодняшней системы образования на ребенка очень сильное. Не только психологическое, но и физическое. Мозг не каждого малыша справится с такой нагрузкой. Тяжело даже детям, которые родились без патологии. Что ж говорить о тех, у кого были шероховатости во время беременности, в родах! Они до поры до времени дремали, но родители сами усугубили ситуацию, когда водили ребенка в 350 кружков и секций, стремились к тому, чтобы он чуть ли не с пеленок читал и писал. Вот в школе и выползли «сорняки» – у одних начинался энурез, у других – хождение во сне, у третьих – появились тики. Все это – защитные реакции детской психики. Семилетка не может, когда ему плохо, пожаловаться подруге, посидеть с друзьями. Он все переваривает в себе. Многие родители этого не понимают, и вместо того, чтобы отвести малыша на консультацию, начинают его «пилить»: «Пиши аккуратнее, держи себя в руках!» Это все равно, что поучать пациента с острой болью: «Возьми себя в руки! Соберись и вырежи себе аппендицит». Мы же так не говорим. А ребенка – «гнобим». С таким же успехом за неудачный спектакль можно винить не режиссера или актеров, а зрителей. – Какую помощь в этой ситуации может оказать педагог? – Высшая степень педагогики – быть актером. Подобрать ключик к каждому ученику. Но и у родителей есть свои ключи к успеху: верить в ребенка, не идти на школьные конфронтации, четко выстраивать образовательный маршрут, выбирать образовательные программы. И главное: не проводить «гонку вооружения своими детьми». Не надо равняться на соседа. Лучше, по возможности, выбирать не школу, а педагога. – А если выбор сделан ошибочно, и «сорняки» вылезли – как быть? – Первым делом обращаться к неврологу. Выстроить график занятий так, чтобы не перенапрячь мозг ученика. Проводить «тонкую настройку». Разбираться в чем дело. Если выяснится, что причина отставания в дисфункциях мозга – лучше оставить на второй год. Пусть немного отдохнет, наверстает упущенное, особенно, если в школу ребенок пошел с шести лет. – Не станет ли второгодничество дополнительной травмой? – Стрессы есть в жизни всегда – это норма. Они закаляют, дают бесценный опыт. Главное – исключить плохие стрессы, которые разрушают личность. В начальной школе многое еще можно исправить. Главное, не упустить время. Возраст 10-11 лет неврологи называют «опорной точкой», или «точкой невозврата». После этого центры чтения и письма закрываются, и уже трудно что-либо исправить.

Автор: Инна Горбунова