Медиакарта
2:41 | 28 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Поймёшь живой язык природы и скажешь ты: "Прекрасен мир!"

Мы с нетерпением ждём сигналов из космоса от далёких цивилизаций и как-то не прислушиваемся к тем, что непрерывно звучат у нас на земле. Наверное, не умеем их различать. Но есть люди, которые по взмаху крыла смогут тут же тебе сказать, что за птица пролетела и где расположено её гнездо. Они знают каждую тропу диких кабанов и ведают, к какому водоёму и в какой час приходит лось испить водицы.

Это люди из службы охраны животного мира. Что это за служба, и каково её предназначение – об этом наш разговор с Юрием Михайловичем Олюниным, начальником отдела ГУ Тюменской области «Служба охраны животного мира».

  • Юрий Михайлович, в настоящее время так много образуется различных служб, в том числе и в природоохранных ведомствах, что порой даже и не уразумеешь, чем они занимаются. А ваша служба тоже новоиспечённая?

  • (Улыбается). Нет. В природоохранном направлении служб немного. Просто наша служба меняла название, оптимизировалась. Но цель у неё всегда была одна – защита природного мира.

В 2009 году в нашем ведомстве прошла реструктуризация, и мы получили статус не управления, а государственного учреждения службы охраны животного мира. По Тюменской области создано 22 отдела, в том числе в Тобольском районе. В составе отдела шесть человек, из них один - охотовед и четыре инспектора. По инспектору проживают в Байкалово и в Надцах. То есть южная и северная границы района прикрыты. Основной костяк сотрудников учреждения находится в Тобольске. Но мы - люди не кабинетные, наша деятельность, в основном, на природе, правда, в последнее время и канцелярской работы хватает.

На местах специалисты отдела взаимодействуют с участковой милицией, с охотниками. В наше время по одному в лесу находиться опасно, так как служба стоит на страже охраны природного мира, а браконьеры и нарушители закона ещё не перевелись. Недавно, например, был убит инспектор, наш коллега, в Уватском районе. В связи с этим по ведомству вышел приказ, чтобы на лесные объекты выезжали не менее двух человек. - Наверняка в вашем ведомстве работают только люди, любовь к природе у которых является волнующим и святым чувством с колыбели...

  • Я согласен с вами. Действительно, любовь к природе, к животному миру соединяет человека с землёй, ведь именно любовь является источником и одновременно плодом охраны природы. Поэтому в нашем деле случайных людей нет.

Человек, который не любит природу, и дня здесь не продержится. И всё же одной любви в нашей профессии мало. Специалист отдела должен уметь всё: знать местность, ориентироваться на ней. Например, Павел Кугаевский всю свою жизнь посвятил охране животного мира. Он на своём Байкаловском участке знает, сколько лосей, где и сколько глухарей токует, на какую тропу выходит медведь.

Или Леонид Тренин из Надцов. Сколько знаю этого человека, лес - его стихия. Когда существовал в Надцах леспромхоз, он работал в нём техником, а когда предприятие распалось, пришёл к нам и вот уже почти тридцать лет стоит на страже животного мира. Он живёт природой. Ему как ни позвонишь, мобильный телефон всегда вне зоны действия: то он гальку для боровой дичи завозит на свои угодья, то подрубку осинника делает для зверей.

Каждый день у него проходит в заботах

Юрий Туринцев – охотовед, человек который число каждого вида лесного зверя держит в уме и знает о них всё.

В начале года специалисты нашей службы приступают к учёту лесного животного мира. Открывает его зимний маршрут учёта, потом весенний: сейчас идёт учёт боровой дичи на токах, затем – лисицы и барсука на норах. Потом будем наблюдать медведя на овсах. И всё это мы делаем основательно и с любовью. Иначе с природой нельзя! Помните сказку «Гуси-лебеди», набатно напоминающую: «Как аукнется, так и откликнется»? Всё живое идёт навстречу человеку любящему, но отвращается от ненавидящего и раздражённого разрушителя. Таких людей у нас не должно быть. Но, к сожалению, на лесных тропах они встречаются…

  • А как ваша служба ведёт наблюдение за животным миром и как спасает порой от бескормицы того же кабана? Ведь это не простой и в то же время любопытный процесс?

  • На территории района существует пять подкормочных площадок. На подкормку того же кабана существуют свои нормы зерна. С первого ноября и до января в расчёте на одну голову, мы ежедневно высыпали по 300 граммов зерна, далее - по 600 граммов, а сейчас даём уже 1200 граммов.

Пытаемся кабана развести своего. Вид животного мигрирующий, заходит к нам с южной стороны – с Ярково, Нижней Тавды, Свердловской области. В эту зиму в наших лесах уже зимовали две свиноматки с потомством. У одной было семь маленьких хрюшек, у другой – одиннадцать. Благополучно пережили нынешнюю суровую зиму благодаря заботе нашей службы. Кабаны сейчас далеко от подкормочных площадок не отходят, уже по гулу техники знают, что им везут довольствие.

Активно в лесах гуляет и лось, выходит медведь. На полях стоят вышки наблюдения, с них мы ведём учёт и наблюдаем повадки животных.

Все сведения инспекторы записывают в дневник. Ведение дневника наблюдения – это неотъемлемая часть работы наших специалистов. В нём они отмечают всё: изменения в природе, когда пошёл первый снег, ударил первый мороз, количество следов животных, их поведение и реакцию на изменение погоды. Дневник служит большим подспорьем при учёте редких особей животных.

  • Маршруты учёта животных велики по протяжеённости?

  • На территории Тобольского района находится 57 маршрутов учёта животных. Протяжённость каждого маршрута в среднем - 10 километров, и все мы их должны пройти и указать пересечение следов животных. А по пересечению следов рассчитывается количество особей. Вот таким образом мы нынче выявили, что в наших лесах сейчас обитает 690 лосей.

  • У вас такая служба, где вы чувствуете не только ответственность перед окружающим миром, но и его красоту. Скажите, молодёжь идёт в вашу профессию?

  • К сожалению, у молодёжи сейчас несколько иные интересы. Они меньше замечают красоту природы и не стараются понять её язык. Их больше тянет к компьютеру. Мы, деревенские ребятишки, в 12-14 лет из леса не выходили, а сейчас и у сельских детей поменялись ориентиры.

  • Наслышаны, что ваш небольшой коллектив своими силами выстроил базу вблизи мест скопления животных, где побывали иностранные журналисты и были в восторге от наших живописнейших мест.

  • Базой пока назвать нельзя, но такое место есть. Это в 16-ти километрах от деревни Пановой, в чудном, тихом, живописном месте. Строили своими силами, ни рубля ни у кого не попросив. Использовали выходные дни, а у нас, кстати, этих выходных-то и нет. Мы постоянно в рейдах, на тропах, на подкормочных площадках. Когда выдаётся свободное время, успеваем строить: соорудили просторный домик, баньку.

В январе иностранные тележурналисты из Англии, Франции, Чили решили снять охоту в Сибири. Выбрали наш район. Привезли зарубежных гостей к нам на базу, показали охоту на глухаря, рыбалку нашу продемонстрировали. Хоть и морозы стояли в январе лютые, но журналисты восхитились увиденным. Фильм сняли чудный о наших местах, и о рыбалке, и охоте. Ведь природа у нас и зимой, и летом великолепна!

  • У вас не возникало идеи создания здесь турбазы или базы отдыха?

  • Да, мы уже думали, но не такой это простой вопрос. Хотя желающих отдохнуть на нашей базе немало.

У нас есть стремление эту задумку исполнить. Но главное-то наше предназначение – это охрана животного мира. И мы должны достойно его исполнять.

  • Спасибо вам за интервью, желаем успехов в этом прекрасном предназначении.