Медиакарта
14:26 | 26 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Игры на пороге школы

22:11 | 05 июня 2012
Источник: Сельская новь

Переход от дошкольного возраста к школьному – сложный и не всегда безболезненный процесс для ребёнка. Мы, взрослые, можем помочь ему перейти этот рубеж спокойно и незаметно.

Многие родители стремятся сделать всё, чтобы их чадо к началу школы знало как можно больше об окружающем мире, чтобы он научился складывать и вычитать, говорить по-английски и пользоваться компьютером.

Но самое больное место – чтение. Некоторые родители начинают обучать чтению уже в раннем возрасте, а если встречают сопротивление – применяют все доступные меры воздействия: просят, заставляют, шантажируют и т.п. Когда же ребёнок начинает читать, считают, что к образовательному процессу он готов. Но чтение не является показателем школьной готовности. В первом классе разница между детьми «готовыми» к школе и детьми, с которыми особенно не занимались подготовкой, сохраняется лишь 2–3 месяца. Школьная готовность ребёнка – это не только запас определённых знаний, умений и навыков.

Это, прежде всего, способность контролировать своё поведение, умение концентрировать внимание в течение длительного времени, ставить задачу и планировать её выполнение. Ребёнок должен научиться думать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, уметь закончить начатое дело, даже если первоначальный интерес к нему утрачен. Он должен мечтать стать первоклассником. А наши дети часто не хотят идти в школу. А это значит, что современные дошкольники не хотят учиться и получать знания. Их так замучили в процессе подготовки к школе, что отбили всякую охоту к учебному процессу.

Вот и получается, что мы хотим обеспечить ребёнку блестящее будущее и успешность, изо всех сил с малых лет готовим к школе, а в результате он оказывается к ней не готов: на уроках разговаривает, заданий не запоминает, при встречах с трудностями робеет… Почему так происходит? Потому что мы, взрослые, имеем своё представление о том, что лучше для малыша. У него свой мир, свои представления об окружающей действительности и свои законы развития. Но большинство знаний, которые получают малыши, остаются невостребованными. Дети запоминают, но не умеют пользоваться тем, чему их научили, потому что потребности и интересы становятся одной стороной жизни, а занятия – другой, существующей отдельно. Но это вовсе не значит, что надо прекратить заниматься с ребёнком. Надо просто учитывать законы, по которым он развивается, не обучать, а развивать в согласии с собственными детскими мотивами и вопросами. А они связаны с его повседневной жизнью.

Психологи судят о готовности к школе по трём её составляющим: интеллектуальной готовности, волевой и мотивационной. Интеллектуальная готовность к школе подразумевает наличие определённого запаса знаний, развитие внимания, ориентировку в окружающем мире, способность обобщать, сравнивать, классифицировать предметы, объекты и явления.

Волевая готовность – способность ребёнка действовать по правилам и добиваться своей цели. Сейчас на прилавках магазинов можно найти разнообразные методические пособия, в которых детям предлагают обводить разные картинки и буквы по точкам, дорисовывать фигуры, штриховать картинки и пр. Всё это, конечно же, отрабатывает определённые навыки, но не больше.

Главной же проблемой при подготовке ребёнка к школе является его желание учиться – мотивационный компонент. Именно это самая распространённая трудность. Около половины детей 6–7-летнего возраста не хотят идти в школу или утрачивают это желание в первые месяцы учёбы. Как ни странно, но это результат усиленной подготовки со стороны взрослых. Интересно, что дети, играя в школу с разной позицией школьника, по-разному проявляют себя. Дети, у которых внутренняя позиция школьника сформирована, играют в учеников; а дети, у которых она не сформирована – в учителя, в перемены, в приход и уход из школы. Для развития мотивационной готовности хорошо играть в ролевые игры со школьными сюжетами. Дети берут на себя роли (учительницы, ученика, мамы и т.д.) и разыгрывают учебный процесс.

Они с удовольствием играют в то, как просыпаются и собираются в школу, как занимаются и бегают на переменках, стараются, выполняют домашние задания и получают пятерки за хорошие ответы. Как известно, хорошо учатся не те дети, которые хорошо читают, считают и рисуют, а те, которые хотят чему-то научиться. И формируется эта мотивационная готовность именно в общении со взрослыми.

Существует масса игр и игрушек для старших дошкольников, в которые дети обязательно должны играть вместе с родителями. Занятия с водой, песком, гипсом и другим природным материалом развивают экспериментальные навыки. Логическое мышление развивают головоломки, задачки, особенно задачки со скрытым смыслом, «Что перепутал художник?» и т.п. Продуктивная деятельность раскрывается через аппликации, лепку, рисование, вышивание, вязальные машины, ткацкие станочки, для девочек – наборы с бусинками и леской, «Фантазёр» – набор для изготовления картин из цветного песка и т.п.

Необходимо использовать конструирование – строительный материал типа конструкторов «Лего», «Архитектор»; настольные игры «Лото», «Домино», «Бродилки» с игральным кубиком и др.; сюжетно-ролевые игры со сказочными, бытовыми и школьными сюжетами – Игры в «Школу» (учеников, учительницу, маму отличника или двоечника), «Профессии» (дети придумывают сюжеты и берут на себя роли взрослых людей) и т.п.

Автор: В. Белякова, старший воспитатель МАДОУ д/с «Теремок»