Во вторник лесничий Тюменского района Вадим Петрушин впервые за полтора месяца приехал домой, к семье. Приехал в шесть часов вечера…
И cыновья Никита и Степан вспомнили, как выглядит папа. До того времени он возвращался домой, бывало, и за полночь, пропахший дымом и гарью, а в четыре-пять утра уезжал обратно в лес.
И не он один – в таком режиме работали все лесоохранные службы области. Апрель-май – самое тяжелое время. Кругом сушняк, ветер раздувает малейшую искру – в считанные минуты загораются десятки гектаров леса. Сейчас количество пожаров идет на спад. Время немного перевести дух, привести в порядок бумажные дела – отчеты и акты, все, что неизбежно сопровождает работу лесничих летом…
Мы встретились с Вадимом Анатольевичем на кордоне (это 11-й километр Червишевского тракта). Дождь шел всю ночь и накрапывал с утра, небо затянули тучи. Это нам такая погода не по нраву, а Петрушин улыбается. Дождь – значит, сегодня ничего не загорится!
Вадим Анатольевич коротко вводит гостей в курс дела:
– Территория Тюменского лесничества состоит из 125 кварталов. Площадь – 29,059 гектара. Четыре муниципальных образования - Горьковское, Московское, Червишевское и Онохинское… Нынче у нас зарегистрировано восемь пожаров на площади 72 гектара.
– Какие были самыми серьезными?
– Пожароопасный период начался 10 апреля. А 19-го возле села Онохино, в 109-м квартале, у нас произошел самый большой пожар за весь сезон. Горело без малого пятьдесят гектаров леса. Участок - труднодоступный, сложно технику подогнать. В этом месте почти каждый год горит, поэтому много больных и поваленных деревьев. Мы заметили во время объезда небольшой дымок, а пока добрались до места, пламя захватило уже несколько гектаров. У нас в «уазике» есть малый комплекс: ранцевые огнетушители, лопаты, мотопомпа и емкость с водой на триста литров. Пока ехало подкрепление, боролись с огнем своими силами…
А когда подмога подоспела, задача Петрушина как руководителя тушения была: определить направление ветра, скорость распространения пожара и грамотно распределить людей по периметру.
– Работали 15 человек наших и трое бойцов МЧС. Часть людей прорубала подъезды для техники, остальные – тушили огонь. У нас зона наземная, не бывает такого, как про Москву показывают: пролетел вертолет – бах! – скинул воду. Все вот этими руками…
– Кто работал на том пожаре? Кого вам хочется отметить?
– Не могу кого-то выделить. Все выкладываются по полной с начала апреля. В сложных случаях, как под Онохино, ребята спали по нескольку часов в сутки. А дисциплина на пожаре – как в армии. Если отдана команда, ни один не скажет: «Я туда не пойду, этого делать не буду». Не такие люди здесь работают, случайных нет! Приходят те, кому не безразлична судьба леса – по зову сердца, что ли…
Сам Вадим Анатольевич работает в лесном хозяйстве 15 лет, из них 14 – в Мичуринском лесничестве и год – в Тюменском. Официально он здесь новичок, но давно знает и людей, и территорию.
Участок - сложный: оживленная трасса, много санаториев и очень большая площадь. А люди, как правило, не очень-то следуют советам отдыхать в специально оборудованных местах. На какой поляне расположился, тут тебе и рекреационная зона, и свалка. При такой рассредоточенности отдыхающих пожарная опасность увеличивается в разы.
– Постановление об ограничении посещения лесов еще действует, – рассказывает Петрушин. – Патрули борются с нарушителями, охрана перекопала 29 съездов в леса с федеральных дорог.
Мы выходим на крылечко. Лесничий вспоминает: еще один серьезный пожар – почвенный - произошел 27 апреля.
– Тушить такой сложнее всего: его невозможно локализовать, поставить защиту. Для леса почвенные пожары опасны тем, что корни получают ожоги, деревья и растения погибают. Их можно только проливать водой, что мы и делали. Тушили два дня. Воду нам подвозила пожарная машина МЧС, работали мотопомпы.
… День обещает быть пасмурным, Вадим Петрушин не планирует выездов в лес. Но все равно прокручивает в уме то, что нужно сделать, и размышляет вслух:
– Так… 150 километров минполос – обновлены… На днях починили вышку видеонаблюдения… Техникой мы обеспечены: трактора, водовозка, два «уазика»…
А вот людей в лесничестве не хватает, хотя из Тюменского лесотехнического техникума приходят толковые молодые парни.
– В вашем деле, наверное, важнее опыт, а не молодость?
– Молодые – это хорошо. Значит, хваткие, энергичные. А если чего-то не знают, мы научим!