Медиакарта
18:59 | 20 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Сибири духовная песнь

Тобольску исполняется 425 лет

Продолжаем цикл материалов, приуроченных к знаменательной дате – юбилею города Тобольска. Об истоках духовной столицы Сибири, ее наследии, прош­лом и настоящем разговор с архиепископом Тобольским и Тюменским Димитрием.

Третий после Москвы и Петербурга

– Ваше Высокопреосвященство, летом исполняется 425 лет со дня основания Тобольска. Его называют жемчужиной Сибири, уникальным городом – памятником каменного и деревянного зодчества. А каким образом, на ваш взгляд, шло становление Тобольска как духовной столицы Сибири?

– Духовным центром город стал практически сразу. Известно, что вместе с Ермаком сюда пришли и священники, которые представляли Церковь. В 1620 году учредили Сибирскую епархию, ей даже присвоили статус митрополии, что свидетельствовало о высоком положении Тобольска. Положение города как духовного центра еще более усилилось, когда в 1703 году по указу Петра I открылось первое в Сибири учебное заведение – славяно-русская школа, впоследствии ее преобразовали в Тобольскую духовную семинарию. Подобных заведений в стране было немного, в основном в Москве, Киеве, а Петербург тогда только строился.

О чем говорил царский указ? О научении основам веры, приведении к познанию истины, то есть Бога многочисленных иноземцев Сибирского края, даже до Китая, тем самым ставилась миссионерская, просветительская задача. Через образование, приобщение к христианской культуре шло присоединение народов, их сплочение. Город сыграл важную дипломатическую роль: его посланники – воеводы, архипастыри посещали окраины страны и скрепляли их с Тобольском и Москвой. Так что миссия у города была великой.

– Если говорить о роли личности в истории, кого бы вы назвали в истории духовной столицы Сибири?

– В первую очередь первых сибирских архипастырей и, конечно же, митрополита Филофея Тобольского, митрополита Иоанна Тобольского, которые много потрудились для развития образования, науки и культуры среди местного населения. Не случайно город дал немало поэтов, писателей, историков, великого ученого Дмитрия Менделеева, который, будучи на высоте науки того времени, оставался верующим человеком. Замечу, что многие великие ученые верили в Бога. Противоречия не только в науке, но и в любой области начинаются тогда, когда появляется ослепляющий дух гордыни и противления, например, в богоборцах, разрушавших храмы, иконы, христианскую культуру.

Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II, посетивший в 1994 году Тобольск, назвал его третьим после Москвы и Санкт-Петербурга центром духовного образования и просвещения, сказав, что здесь, в Сибири, в годы гонений ХХ века находилась русская Голгофа. Не следует забывать, что после Октябрьской революции в Абалакском монастыре в 1924 году устроили лагерь НКВД, Софийско-Успенский собор превратили в пересыльную тюрьму… В Тобольске в заключении находился митрополит Петр (Полянский), преемник патриарха Тихона, его затем отправили на север в поселок Хе. Тобольская земля в ХХ веке дала много новомучеников и исповедников российских.

Нашей жизни украшения

– После долгого перерыва возродилась Тобольская семинария, которая вновь стала первой по своему значению в Сибирском крае. За ней вернулась из небытия Тобольско-Тюменская епархия. Какие добрые традиции сложились за это время?

– Напомню, что после закрытия семинарии в 1919 году многие преподаватели и студенты подверглись репрессиям. Спустя семь десятилетий Священный синод принял решение об открытии духовного учебного заведения и возрождении древней Тобольской епархии. Началось возвращение из небытия этих двух важных для города структур. Надо сказать, в советские годы в северных городах за Тобольском не было ни одного храма, старые церкви стояли в руинах. В настоящее время сложно представить, например, Сургут или Ханты-Мансийск, Салехард или Новый Уренгой без соборов, церквей и часовен. Это наш общий вклад: Церкви, людей, общества, и здесь Тобольск послужил молодым и новым городам примером и был центром, из которого исходил импульс для возрождения православной жизни.

За минувшие десятилетия сложилось много добрых традиций. Например, возобновился крестный ход с чудотворной иконой Абалакской Божией Матери из Абалака в Тобольск. Он проходит торжественно, при большом стечении людей не только из Тюменской области, но и из других регионов. Этот ход всегда был любим народом, поскольку много благодати и милости люди получали и получают по молитвам Богородицы. Возродились традиции освящения воды и всенародные купания в Крещение Господне. Если в 90-х годах ХХ века они проходили в нескольких приходах, то теперь в десятках, сотнях приходов проводится чин освящения воды и устраиваются Крещенские купания на реках и открытых водоемах.

Стала развиваться традиция диалога с научной общественностью – встречи проходят в день памяти святых братьев Кирилла и Мефодия – именно они заложили основы просвещения и письменности для славянских народов. В память о просветителях совместно с Тюменским госуниверситетом, ТюмГНГУ, Тобольским педагогическим институтом и другими вузами проводятся конференции, посвященные Дню славянской письменности и культуры. Добавлю, что Союзом писателей России журнал детского творчества «Православный сибирячок» признан лучшим детским журналом 2012 года.

Сложилось такое массовое мероприятие, как ежегодная миссионерско-просветительская экспедиция «Славянский ход» по населенным пунктам Обь-Иртышского бассейна с участием детей, причем многие из них пошли по стопам родителей, некогда принимавших участие в экспедиции.

Стал традиционным фестиваль «Димитриевская суббота», то есть родительский день, который установил князь Дмитрий Донской в память о павших на Куликовской битве более 600 лет назад. Конкурс военно-патриотической песни проходит в память о всех воинах, положивших жизнь за наше Отечество, родных и близких. Сейчас он является всероссийским, а зародился у нас. Или конкурс «Духовная песнь православной Сибири» – в дни осенних каникул в Тобольск приезжают сотни детей, представляющих творческие коллективы. В числе традиционных фестиваль «Пасха Красная», конкурсы рисунков и детских поделок.

Мы не забываем и былые традиции. Например, в местечке Рафайлово есть источник в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» – до революции народ шел к нему пешком, чтобы почерпнуть святой воды, получить утешение, исцеление. Сейчас он обустроен, сооружена купальня. Ежегодно на Пасхальной Седмице мы совершаем освящение воды.

Или, к примеру, конкурс «Православие и СМИ» – в России ранее не было подобных фестивалей. Он начинался со встреч с журналистами – мы увидели, что в их среде есть люди отзывчивые, добрые, их тоже волнуют проблемы нравственности, сохранения традиций. Журналисты взяли шефство над Абалакским монастырем, на средства медиасообщества отлит колокол, установлена мозаичная икона Нестора-летописца – покровителя пишущей братии. Думаю, все эти традиции станут украшением нашей жизни и свидетельством общих добрых начинаний и дел.

О небесном родстве

– Владыка Димитрий, в настоящее время много говорится о необходимости эстетического, духовного, нравственного воспитания. В чем, на ваш взгляд, заключаются современные проблемы и каким образом их можно решить?

– Необходимо обратиться к природе человека, которая двусоставна и это уже неоспоримо. Тело – прах земной, «земля еси и в землю отыдеши», чему свидетельство – жизнь каждого человека, будь то правитель или обыватель, бедный или богатый. А душа, говорится в Священном Писании, – это дыхание Божие. По своей божественной природе она вечна и потому человек, живя на земле, должен сохранить связь души с Богом и наследовать рай. Он может прийти и в царство дьявола, царство греха и порока, если тело станет орудием лукавого.

Эти простые понятия необходимо возвратить в нашу жизнь, важно вернуть в школу и традиции, о которых говорилось выше. Ждем, что школа отзовется и будет проводить уроки нравственности, уроки традиционной православной культуры. Да, на новом пути есть сложности и препятствия, но идти необходимо – люди должны знать свои традиции, культуру, историю Священного Писания, без которого сложно понять труды писателей, поэтов и художников. Содержательная часть Основ православной культуры несет культурологический характер и большой нравственный акцент. Если не закладываются нравственные основы, ребенок живет без каких-либо норм и ориентиров, душа утрачивает божественное достоинство, духовную красоту и чистоту.

Во все времена проб­лемы морали были практически одинаковыми. Русский писатель Федор Достоевский сказал, что если Бога нет, то будет все дозволено и во власти греха и порока. И это страшно. Он писал, что в мире сем дьявол борется с Богом, зло борется с добром, а поле битвы – сердце человека. От нас зависит, кто в нашем сердце побеждает. Бог? Или дьявол через наше своеволие, своенравие, непокорность, гордость, хамство, распутство, ожесточение, озлоб­ление? Проблема усугубляется тогда, когда мы ее замалчиваем, улюлюкаем над ней и люди, не приходя в сознание, живут по законам животного мира.

– Многим ближе библейская история о божественном происхождении человека, нежели дарвиновская теория о наших якобы предках – обезьянах. Наверное, в каждом из этих случаев перед человеком стоят разные цели в жизни?

– Плохо, если человек не стремится к истине, а полуправда страшнее лжи. Дарвин не говорил, что человек произошел от обезьяны – он увидел закономерность видов и допустил развитие от простого к сложному. При этом сказал, что в его тео­рии есть уязвимые места, например, отсутствие переходных форм жизни. Нет, к примеру, промежуточного звена между уткой и гусем или уткой и лебедем, а генетика позднее доказала их несовместимость. Не скрещивается человек с обезьяной, у него, скорее, больше сходства со свиньей.

Кстати, в Библии немало притч, где он сравнивается с этим животным. Например, в притче о блудном сыне младший сын стал жить распутно, прогулял имение и стал жить и есть со свиньями. Смысл – ты превращаешься в свинью, если отрекаешься от отца, матери, от отеческих традиций, от Бога – нашего Отца. Смотришь на некоторых людей – живут как свиньи, грязь, антисанитария, безнравственность, жестокость… Да, это образное сравнение. Если же говорить о родстве, то родство у нас с Богом.

И потому, когда в православных гимназиях преподают биологию и теорию происхождения человека, мы просим, чтобы учитель не совершал насилие над разумом ребенка и не говорил, что наука доказала, будто человек произошел от обезьяны. Нет! Это всего лишь одна из теорий, гипотез! Но ведь есть и другая: что человек – это творение Божие. И потому надо быть правдивым.

Если человек имеет земное происхождение, то цель его коротка. Сколько мы живем на земле? Всего 25–30 тысяч дней. Но когда человек сознает, что его природа божественна, несмотря на тело, а душа вечна и может попасть в Царство Божие или в область темных сил, то он обретает смысл и цель в жизни – сохранить божественную природу, то есть святость, чистоту, нравственность, целомуд­рие и в конце жизни принести их Богу.

Конечно, будут искушения, соблазны, но Господь дал покаяние, чтобы мы возвращались к Богу, как когда-то блудный сын, отец которого пошел ему навстречу, простил, дал новые одежды и устроил пир. Отец успокоил и старшего сына, сказав, что он напрасно ревнует. Надо радоваться, что душа спасается, а не погибает! Так и наш народ, может быть, когда-то очнется, придет в себя и осознает свое богатое духовное наследие – веру православную.

– Владыка, впереди юбилей Тобольска. Каким образом планирует отметить его Тобольско-Тюменская епархия?

– 23 июня традиционно проходит празднование памяти святителя Иоанна, митрополита Тобольского, который возглавляет Собор сибирских святых. В этот день состоятся служба, крестный ход. Ряд мероприятий посвящен юбилейной дате: это певческий фестиваль, конкурс детских рисунков. Конечно, будет веселье, но наверняка многие захотят помолиться о городе и его жителях, чтобы Господь благословил дальнейшее процветание Тобольска, дал людям больше согласия, доброты и мира.

Автор статьи: Маргарита Шаманенко

рубрика: Дата, Духовность