Медиакарта
8:12 | 2 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Как научить ребенка жить

Ребенка можно научить читать, писать, считать. А можно ли научить его жить в обществе? Хорошо, когда есть родители. Они всегда помогут советом, примут и поймут. Но если судьба сложилась иначе? В школе-интернате «Горизонт» учатся 134 ребенка, 37 из них – сироты. Большинство учеников интерната: дети-инвалиды с нарушениями умственного развития. У каждого из них есть своя история: умерли родители, опекунов лишили родительских прав, мама пьет, папа наркоман… Но здесь, в школе, им всегда рады. Здесь их по-настоящему любят. Но спустя десять лет, после окончания школы, дети уходят в настоящую жизнь. Где нет наставников и учителей. Там-то они и учатся жить. О том, как справиться такому ребенку со своими страхами и трудностями «на воле», я побеседовала с директором «Горизонта» Екатериной Радионовой. – Как и почему вы сюда устроились? – Я окончила Ишимский педагогический институт, год проработала в Ишиме. Приехала сюда по распределению в школу N 38, преподавала математику. А летом 1987 года мы с учениками отдыхали в пионерском лагере, там я и познакомилась с детьми из интерната. Общий язык с ребятами нашла сразу, так и началась эта история, – рассказывает Екатерина Петровна. – Многое изменилось с тех пор в стране, в обществе? – Думаю, да. Тогда люди даже не помышляли, что такие детки могут общаться с другими ребятами и существовать вместе со всеми. Мы с воспитанниками интерната как будто всегда были отдельно от других. Теперь постепенно объединяемся. Я считаю, это правильно. Очень многое зависит от общества. Например, если люди на производстве не будут воспринимать выросшего в интернате человека всерьез, то он не реализует себя в жизни, не добьется успеха. – А куда устраиваются ваши выпускники? – В основном на рабочие профессии: поварами, кондитерами, столярами, слесарями и уборщиками. Они могут и умеют трудиться. Но есть свои особенности: ребенок с умственными отклонениями запоминает один алгоритм и может повторять его до автоматизма. Обучить таких детей новой цепочке действий сложно – необходимо потратить много времени, сил, терпения. – Многие из ваших воспитанников устроились в жизни? – Последние пять лет у нас выпуски небольшие – примерно по 24 человека. Из них примерно 40 процентов работают. Часть детей направляем в дом-интернат для инвалидов по объективным причинам. Часть выпускников сами выбирают нетрудовой образ жизни. Многие не имеют постоянного места работы. Но все-таки трудятся раз от раза и обеспечивают себя. Пенсионные выплаты – хорошая помощь для них. – С какими проблемами сталкиваются дети, когда покидают школу? – Жилье. Не все получают квартиры, и приходится трудно. Но за последние два года многих выпускников обеспечили пусть не большими площадями, но мы и однокомнатной квартире рады. Правда, есть еще одна проблема – им тяжело привыкнуть жить в одиночестве. Они выросли в коллективе, где всегда посоветуют, поддержат. Наша задача помочь ребенку жить самостоятельно, адаптироваться в обществе. – Разве это возможно… – Да, но не всегда получается… С шестого класса мы начинаем преподавать дисциплину «социально-бытовая ориентировка». Объясняем правила поведения в общественном транспорте, больнице, магазине. Рассказываем, как заплатить коммунальные расходы. У нас нет наличных денег, поэтому нарезаем их из обычной бумаги. Этот предмет даже важнее математики и чтения. Я иногда прошу кого-нибудь из ребят положить деньги на мой телефон. И мне хорошо, и ребенку полезно запомнить этот алгоритм, ощутить в руках настоящие купюры. На первом занятии спрашиваем: что вы купите, если у вас будут деньги? Самый популярный ответ: печенье и конфеты. Про хлеб и молоко они забывают. А вот ребята постарше уже знают, что деньги надо беречь. Сначала за коммунальные расходы отдать, потом приобрести основные продукты питания, а уж если деньги останутся, то побаловать себя конфетками. Есть такие ученики, которые этого не понимают. Они все время будут нуждаться в ком-то. Хорошо, когда такой человек находится. В этом плане сложнее всего сиротам. Вот они ушли в настоящую жизнь, но найдут ли спутника, друга? – У интернатов и детских домов очень хорошее финансирование, может быть, это отчасти и влияет на поведение детей? – Действительно, мы ни в чем не нуждаемся. И питание, и одежда, и компьютерный класс… Причем наличных денег у нас нет. Все подается, как на блюдечке. Недавно такой случай произошел: ходили с выпускницами в магазин, чтобы они могли выбрать одежду, посмотреть. Глаза округлились: хочется все сразу и подороже. Мы, конечно, стали объяснять, что выбирать надо качественные материалы и по доступным ценам. Дети этого не понимают, не берегут то, что у них есть. Осенью получил футболку, а весной уже новую хочется. Ребенок не чувствует ценности денег. Получается, что мы воспитываем иждивенцев… Чтобы хоть как-то детей адаптировать, приучаем к труду. Есть у нас свой огород, например. Свеклу, морковь высаживаем. Стараемся отвлечь их от компьютеров, научить работать руками. – Есть дети, которые преодолели эти трудности? – Немного, но есть. Мальчик один устроился шеф-поваром в сети ресторанов. Получил квартиру, машину купил, свадьба скоро. Мы его ставим в пример: и ребята с таким любопытством о нем расспрашивают. Вот совсем недавно встретила на улице еще одного мальчика. Он сначала в жизни потерялся, пристрастился к наркотикам. Но смог-таки взять себя в руки, вылечился, устроился на работу. Спрашивает меня: «Екатерина Петровна, вам помочь чем-нибудь?» Вот приходит теперь к нам, занимается спортом с учениками, беседует, рассказывает о своей судьбе. Такая помощь дороже денег. Он молодец, обычно такие истории заканчиваются плохо. Вот поступил к нам мальчик в пятый класс. Вырос в семье алкоголиков. Сложно его изменить. Но когда у нас получается, мы очень гордимся. Радуемся, когда навещают девочки со своими детьми. Когда отпускаешь их в жизнь, неизвестно, как судьба сложится… Бывает, и назад просятся. Да, им хочется свободы. Но потом они понимают, что не так уж там хорошо, как казалось. – Сложно, наверное, прощаться? – Да. Сложно отпускать спокойных и покладистых. А тех, кто доставлял кучу хлопот, еще сложнее. И страшно. Переживаем за них, как за родных. Мы же всегда вместе. И в праздник, и на выходных, день и ночь. А что делать? Так должно быть… За сирот переживаем особенно. Помню одного мальчика, мама у него умерла, о папе никогда не говорил. Сложный был характер. Много с ним разговаривали по душам. Он и домой ко мне часто приходил. Знаете, как радовался, когда его приглашали в гости? Мальчику семьи не хватало, ему было тяжело осознать, что родителей нет, что он одинок. – Это, наверное, сравнится с материнским чувством? – Нет, это чувство долга. Кто-то же должен им помочь. Никто из наших сотрудников не остается равнодушным к судьбам учеников, иначе, зачем вообще здесь работать? Надо быть с ними. Быть на их стороне. И, может быть, тогда на горизонте их новой жизни появится солнце. Или хотя бы маленький яркий огонек, который укажет правильный путь.

Автор: Полина Горынина