Медиакарта
3:30 | 19 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Умелые руки» спасут от скуки


совет

Итак, если хотите выбрать для своего ребенка наиболее подходящие и полезные занятия, важно учитывать следующие моменты:

Степень нагрузки на оба полушария головного мозга.

Уровень двигательной активности.

Интересы ребенка (но с обязательным отслеживанием пользы для здоровья и развития).

Профессионализм педагога.

Рекомендации учителя (если есть).

Свое видение дальнейшего развития чада (с большой осторожностью, чтобы своими устремлениями не заслонить собственный путь ребенка). Возможность возить или водить ребенка на занятия.


Воспитание

Перед каждым родителем рано или поздно встает вопрос: как развивать ребенка, какие дополнительные занятия выбрать для него. Хочется, чтобы и результативно, но и не хлопотно, не занимало слишком много времени.

——

Хорошо, если у сына или дочки уже есть ярко выраженный интерес к чему-либо – остается только его поддержать. А если нет интересов? Если здоровье слабое, на учебу сил кое-как хватает?

И нужны ли они вообще, эти дополнительные занятия? В школе и так нагрузка большая.

Нагрузка в школе действительно серьезная. Но очень уж она односторонняя. И речь идет не об избытке нагрузки на головной мозг при недостатке движения – этой проблемой у нас наконец занялись. Теперь и на переменах разрешают школьникам вести себя более активно, и физкультминутки в младших классах проводят, и количество часов для физкультуры увеличили. Но вот другой дисбаланс нагрузки — между левым и правым полушариями головного мозга — продолжает сохраняться и увеличиваться.

===

  • Творчество

Левое полушарие отвечает за логическое мышление, помогает понимать точные науки. И оно, сами понимаете, без нагрузки не остается. А вот правое, которое отвечает за мышление образное, абстрактное, творческое, в школе практически не задействуется.

Теперь представьте себе человека, который хочет быстро бегать, но при этом почему-то тренирует только одну ногу. Смешно? Но ведь то же самое представляют из себя люди, постоянно упражняющие только левое полушарие. И наоборот, можно слышать такую характеристику: «Ну надо же, мальчик и в художественную школу ходит, и в общеобразовательной хорошо учится, и со здоровьем все в порядке». Все правильно – у него мозг получает равномерную нагрузку.

Вывод простой: если хотите, чтобы развитие ребенка было разносторонним и гармоничным, необходимо дать ему возможность заниматься творчеством. При этом совершенно не обязательно профессиональное художественное или музыкальное образование – не каждому дано быть Репиным или Глинкой. Но любой хороший кружок детского творчества даст растущему человеку возможность упражнять правое полушарие. При этом и усвоение точных наук пойдет более спокойным, естественным и эффективным образом.

К тому же практически любой вид творчества связан с мелкими точными движениями пальцев. Именно развитие мелкой моторики кистей рук помогает формированию аккуратного почерка и оказывает большое влияние на развитие головного мозга. Отсюда – очевидная польза всех занятий типа «Умелые руки».

Особенно важны творческие занятия для девочек. Развитый художественный вкус и чувство гармонии имеют огромное значение для будущих мам и хранительниц семейных традиций.

Иногда художественное образование становится основой для будущей профессии. Так моя племянница Владислава после окончания художественной школы решила стать дизайнером. А вот дочь Маша после трех лет занятий в детской изостудии прекратила туда ходить, ей перестало нравиться то, что у нее получается. Но зато на рисовании в школе теперь чувствует себя очень уверенно, легко и с удовольствием рисует то, что требуется. Художником ей не быть, но проявляются другие таланты…

===

  • Движение

Деятельность разума тесно связана с возможностями тела. Уверенность в движениях соотносится со стабильностью мыслительных процессов, гибкость тела – с гибкостью ума, правильная осанка позволяет снабжать мозг достаточным количеством кислорода и питательных веществ. Поэтому дополнительные занятия, связанные с физкультурой, спортом, танцами и т.п., остаются всегда актуальными.

Вместе с тем надо иметь в виду, что серьезные занятия некоторыми видами спорта приводят к дисбалансу в формировании тела, к перенапряжению одних групп мышц при недогрузке других. К тому же чрезмерное стремление к призовому месту оказывает негативное влияние на детскую психику. О гармонии развития в таком случае можно забыть. Поэтому настрой на упорные тренировки, подготовка к профессиональному спорту подходит лишь немногим детям, приспособленным к нагрузкам, и это необходимо четко понимать.

Часто родители переживают: «Вот, соседский Петя как начал в пять лет заниматься хоккеем, так и занимается, уже разряд имеет, в юношеской сборной играет.

А мой – то одним займется, то другим, и нигде подолгу не задерживается». Нас это когда-то тоже волновало. Сын в шесть лет ходил в хоккейную секцию, в десять стал чемпионом лагеря по шахматам, в двенадцать играл в футбол, в тринадцать – занимался конным спортом, в пятнадцать – боксом, в шестнадцать играл в сборной лицея по волейболу… Да, нигде не получил разрядов и серьезных достижений. Но зато вырос крепким и сильным, а потом занял третье место на Всероссийской олимпиаде по прикладной математике и вычислительной технике и поступил вне конкурса в Московский технический университет имени Баумана, чем вся семья очень гордится.

Каждому свое. Особенно важно понимать это родителям мальчиков. Им следует помнить, что рано или поздно любимому чаду нужно выбирать свой путь. И если с детства парень привык, что другие за него решают, чем заниматься, в какую секцию пойти, то почувствовать путь и сделать выбор ему будет очень трудно – нет опыта самостоятельных решений и нет привычки отвечать за их последствия. А без этого нет настоящего мужчины.

===

  • Танцевальные занятия

Особое место в ряду занятий для детей занимают танцы. С одной стороны, это физическая нагрузка и тренировка тела, с другой – музыка, костюмы, праздник движения, развитие правого полушария головного мозга. И если программа выстроена так, что в разумной степени присутствуют оба фактора, она обеспечивает гармоничное развитие ребенка. Поэтому очень важно, чтобы занятия танцами не превращались в однообразный выматывающий тренинг или, наоборот, в череду дешевых постановок без должной подготовки участников.

Психологам известен такой факт: если заболеваешь, чувствуешь себя усталым и несчастным – выпрями спину, подними голову, расправь плечи – и через некоторое время появится прилив сил, бодрости и хорошего настроения. Поэтому хореографические занятия могут оказывать исключительно благотворное воздействие на организм человека. Знаем, пробовали на себе – ходили в группу классического танца для взрослых. Бывало, и детей приводили с собой в пограничном между здоровьем и болезнью состоянии, а обратно получали уставших, но довольных и поздоровевших.

Но этого благотворного влияния может и не быть – все зависит от педагога.

===

  • Влияние личности педагога

В выборе занятий для детей имеет смысл ориентироваться даже не на то, чем предстоит заниматься, а на того, кто эти занятия будет вести. Взаимодействие с грамотным, позитивно настроенным, успешным преподавателем в любом случае окажет благотворное влияние на личность ребенка. А если, например, преподаватель хореографии говорит: «Я так люблю танцы, я танцами болею!» — не стоит ждать положительного эффекта от уроков.

Давно доказано, что родители и педагоги воздействуют на детей не столько правильными отрепетированными словами, сколько силой своей личности. И если говорится одно, а делается другое, копироваться будет то, что делается. Поэтому особенно важно, чтобы преподаватель был настроен не на блестящий результат от занятий, а на благотворный процесс, который приятен и полезен сам по себе, независимо от результатов.

Лозунг «Победа – это главное. Победа любой ценой» крайне негативно сказывается на детях. Это тот случай, когда на одного действительно победившего ребенка приходится много тех, кого «отбраковали» заранее, кто гнался за победой, но не догнал, кто вместо радости творческой, созидательной или спортивной деятельности получил гонку за призовым местом.

Так что если знаете творческого, увлеченного педагога с ясной душой и его деятельность в какой-то степени интересна ребенку, будьте уверены, что вам очень повезло и поиски занятия для сына или дочки закончены.

Особенно важен настрой преподавателя сейчас, когда растет количество детей с повышенной восприимчивостью и чувствительностью к атмосфере занятий, их эмоциональному фону, оттенкам отношений. Таких детей бесполезно уговаривать или обманывать – если они чувствуют фальшь, они или «закрываются» и перестают воспринимать слова педагога, или просто уходят. Резкое обидное слово или несправедливость воспринимаются ими гораздо болезненнее, чем другими детьми, и иногда могут привести к физическим заболеваниям. Зато в атмосфере радостного совместного творчества такие дети буквально расцветают, становятся душой коллектива, радуют учителей, родителей и всех окружающих своими успехами.

===

  • Выбор коллектива

Очень хорошо, если ребенок не просто идет чем-то заниматься, а вливается в сложившийся детский коллектив со славными традициями. О таком коллективе говорят, прежде всего, отзывы тех, кто там занимался или занимается. Хороший признак – наличие идеи, цели и смысла деятельности коллектива. И, конечно, очень важна атмосфера в помещении и на занятиях, стиль общения педагогов и детей, педагогов и родителей.

Занятия в таком коллективе не только чему-то научат, но и помогут ребенку настроиться на позитивное доброжелательное общение, преодолеть трудности обучения, найти друзей и в итоге дадут растущему человеку гораздо больше, чем навык определенной деятельности.

Когда подбираются несколько возможных вариантов, полезно сделать пробные посещения вместе с ребенком и уже потом делать выбор. Удачи вам в этом замечательном деле!

Марина ЗАВАТСКАЯ, г. Тюмень

Фото автора и Людмилы ФИЛАТОВОЙ

Автор статьи: Марина ЗАВАТСКАЯ

Рубрика: Человек