"На географической карте фестиваля, если бы мы её рисовали, посёлок
Боровский Тюменской области был бы отмечен не меньшим значком, чем
большие города". Так начинается один из материалов, опубликованных в
2004-м в газете международного фестивального движения "Надежды Европы".
Такую "соразмерность масштабов" организаторы (Центр международных
фестивалей и конкурсных программ Анатолия Акиньшина) этого очень
престижного смотра юных дарований объясняют верностью фестивалю, которую
сохраняют творческие коллективы и вокалисты из посёлка Боровский -
воспитанники Валерия Васенёва.
В том 2004-м итогом выступлений в Сочи стали четыре диплома, полученные
вокалистами из Боровского, и дважды завоёванное звание "Лауреат
фестиваля". В нынешнем году, после восьмилетнего перерыва, "васенёвцам"
удалось побывать на фестивале в шестой раз. В родной посёлок они
вернулись лауреатами третьей степени. Победителями! Потому что первую и
вторую степень жюри не присуждало вообще... А соперниками наших ребят
были шесть ансамблей из стран ближнего и дальнего зарубежья. Выходит:
растут масштабы точки на карте под названием посёлок Боровский!
На каждом из фестивалей "Надежды Европы" неизменным посланцем от
Тюменской области оставался лишь один человек - почётный работник
культуры и искусств Тюменского муниципального района Валерий Николаевич
Васенёв, а в последующем и его ученики: Дарья Троян и Наталья Барданова
успешно представляли свои коллективы, завоевывая первые места. А состав
участников его ансамблей "Каникулы", "Друзья", которые он привозил на
фестиваль, менялись: на смену повзрослевшим воспитанникам приходили
юные. Однако, несмотря на такую сменяемость, неизменными оставались и
победы. С лауреатскими дипломами разных степеней "васенёвцы"
возвращались в Боровский не только с "Надежд Европы", но с других
престижных конкурсов - Всероссийского фестиваля военно-патриотической
песни "Димитриевская суббота" и межрегионального "Долг, честь, совесть",
телевизионных конкурсов молодых исполнителей "Песня не знает границ" и
"Наше будущее", Всероссийского фестиваля-конкурса "Я люблю тебя,
Россия", городских конкурсов "Волшебные ступеньки" и "Веселые нотки",
областного конкурса "Аплодисменты"...
Поинтересуетесь у В.Васенёва, в чем секрет такого успеха, и он
"погрузится" в историю. Расскажет о том, что в посёлке, во времена
первых руководителей птицефабрики С.М.Никулина и А.А.Созонова, было
заведено, что всё лучшее, талантливое должно иметь боровскую прописку.
- Самый лучший рояль в области появился в ДК "Боровской" птицефабрики, в
посёлок "выписывались" лучшие специалисты - производственники и таланты.
При птицефабрике, - явно ностальгирует Валерий Николаевич, - была
создана академическая хоровая капелла, которой руководил заслуженный
работник культуры России, я бы сказал - легендарный хормейстер Михаил
Зуев. На танцах для боровчан играл духовой оркестр, в составе которого
"трубили" "золотой кларнет" Станислав Кроваткин и трубач Станислав
Ларин, известные нынче в Тюмени руководители духовых коллективов.
Композитор Валерий Серебрянников - наш, заслуженный работник культуры
России, баянист-виртуоз Владимир Костылев - наш, балетмейстер, отличник
министерства культуры РФ Александр Цуркан - наш! Блистательные таланты!
А каков руководитель - таков и коллектив, который он возглавляет...
Своим в посёлке стал и уроженец Ишима Валерий Васенёв.
-
Я был, - рассказывает он, - приглашен на птицефабрику в 1978-м для
прохождения производственной практики. Как студент ишимского
сельскохозяйственного техникума по специализации "Электрификация". Но
вызов на эту практику состоялся благодаря ...директору Боровского Дворца
культуры Ивану Тимофеевичу Гейко. А дело было так: Иван Тимофеевич
привёз в Ишим для выступления свои творческие коллективы. И услышал
выступление ВИА при нашем, Ишимском, РДК. Я был участником этого
коллектива с 8 класса, будучи еще учащимся музыкальной школы N 2 по
классу баяна. Видимо, я чем-то запомнился Ивану Тимофеевичу. Ну, вот он
и организовал мне персональный вызов на птицефабрику. Я присмотрелся к
посёлку, людям - захотелось остаться здесь навсегда. И душа запела: я
был принят в ВИА "Клавир", которым руководил в то время Станислав
Нагаев. Между прочим, наш вокально-инструментальный ансамбль в 1980-м
был удостоен звания "Народный ВИА". Такого звания в Тюменской области
больше не имеет ни один вокально-инструментальный ансамбль. Параллельно
с репетициями и выступлениями "Клавира" я пел в академической хоровой
капелле Михаила Зуева. Этот коллектив стал для меня своеобразным
музыкальным университетом.
-
Валерий Николаевич, так почему же вы, имея все данные и основания для
поступления, к примеру, в Челябинский институт культуры, поступаете в
1981-м в Челябинский институт механизации и электрификации сельского
хозяйства?
-
Не забывайте: я продолжал работать на птицефабрике. Право трудиться
здесь почитал за честь. Значит, должен был знать своё дело досконально.
А то, что душа продолжала петь, это как раз свидетельство того, что я
занимался нужным делом. Творческий выплеск произошел в 1996-м, когда я
по совместительству поступил на работу в Боровскую школу N 2, где
организовал ВИА "Каникулы". Такое название коллектива напросилось само
собой. Что такое каникулы для школьников? Отдых, праздник. И для меня
"Каникулы" - праздник, который всегда с тобой. Он состоялся благодаря
очень многим людям. Благословил меня на это дело Михаил Степанович Зуев,
он сказал: "Ты, Валера, уже не одну консерваторию окончил". Очень
благодарен я и тогдашнему директору школы N 2 Светлане Андреевне
Козловой за то, что поверила в меня, за то, что оплачивала инструменты
для ВИА, которые специально для "Каникул" раздобыл в Америке Сергей
Зубенко - бывший гитарист "Клавира". Уже в год своего рождения
"Каникулы" стали победителями на районных конкурсах, а еще через год мы
начали подниматься на ступеньки почёта областных фестивалей.
-
Я попыталась "пересчитать" список дипломов победителей, завоеванных
вашими воспитанниками, начиная с 1998-го. Дошла до 2005-го и сбилась на
цифре "80". Последовавшие семь лет для ваших воспитанников были столь же
урожайными на победы?
-
Та первая "семилетка" стала звездной порой для солистов "Каникул" -
Евгении Фабиян, Сергея Макарова, Павла Матаева, Ирины Черногруд, Виктора
Кокорина, Елены Ивановой, Екатерины Бах. Потом им на смену пришли не
менее талантливые ребята, но финансовые возможности не позволяли
принимать активное участие в выездных конкурсах. Но с тех фестивалей,
участие в которых для нас было финансово доступным, мои воспитанники без
наград не возвращались.
-
Валерий Николаевич, а участие в каких конкурсах или фестивалях ваших
коллективов вы считаете наиболее значимыми?
-
Хочу заметить, что бесполезных конкурсов не бывает вообще. Любое
состязание - это возможность получить своеобразный урок профмастерства.
Возможность не только для ребят, но и для меня, их руководителя. На
фестивале-конкурсе "Надежды Европы" я специально записывался на
мастер-классы, которые проводили преподаватели Российской академии
музыки имени Гнессиных. Эта учеба, знакомства и встречи с композиторами
позволяют расширить наш репертуар новыми произведениями. Композитор Лора
Квинт, к примеру, услышав выступление Жени Фабиян, подарила ей свою
песню "А мама говорит". В общем, ребята выходят на сцену не только для
того, чтобы себя показать, но и чтобы "сверить пульс".
-
И во время каких же выступлений пульс бился наиболее учащённо?
-
Знаю, что у по-настоящему творческих людей волнение присутствует
всегда. Я своих ребятишек из этого творческого ряда не вычленяю... Но
наиболее ответственными для них были, конечно, выступления на "Надежде
Европы", участие в фестивале "Мы едины, мы - Россия", который проходил в
большом конференц-зале Президента России 10 июня 2009 года. На сцену
тогда вышло 20 лучших творческих коллективов, собранных со всей страны.
Мои "Каникулы" были в их числе.
-
Валерий Николаевич, приходит время, и ваши воспитанники, в которых
вложено столько терпения, таланта, личного времени и сердца, уходят...
-
К расставанию нужно относиться философски: ребята достигли
определённых вершин, теперь они способны к самостоятельным полетам.
Многие из моих воспитанников стали моими коллегами - окончили Тюменскую
государственную академию культуры и искусств, руководят творческими
коллективами, многие находятся в творческом полёте - не оставили сцену.
Вот известный в нашей области ансамбль "Санрайз", к примеру... Он больше
чем наполовину состоит из солисток "Каникул". Мои там поют - Катя Бах,
Наташа Привалова, Даша Троян...
-
А с кем остаётесь вы?
-
С "Каникулами" и "Друзьями". Я расширил их состав, теперь у меня при
Дворце культуры посёлка Боровский занимаются ребята трёх возрастных
групп, с 6 и до 30 лет. Кроме того, у нас есть ещё два ансамбля -
"Дружная семейка" и "Звёздочки", которыми руководит моя ученица
Елизавета Долгушина (Власова).
-
И где же черпаете новые таланты?
-
Все наши, боровские. На просмотры, которые мы устраиваем ежегодно,
родители приводят от 50 до 60 юных дарований. Иные из них ещё и слова-то
как следует не могут выговаривать, но голос и слух уже "прорезались".
Вдруг это Руслановы, Зыкины, Рюмины, Пугачёвы? Я должен помочь их голосу
окрепнуть и взлететь...
С Валерием ВАСЕНЁВЫМ беседовала Наталья ОСЕНЕВА.