Повышение доступности медицинских услуг, приближение медпомощи к
пациенту и сокращение времени её ожидания - главные задачи службы
неотложной помощи, создаваемой в рамках пилотного проекта на территории
Тюменского района.
Как уже сообщала наша газета, именно "столичный" стал первым из районов
области, в котором такая служба возрождается. Процесс этот не
единовременный, а поэтапный. Есть и первая ласточка - начала работу
бригада неотложной помощи при Успенской больнице. До конца года подобные
мобильные группы появятся и в других филиалах областной больницы N 19.
Почему именно Успенка выбрана местом для стартовой реализации проекта,
мы попросили рассказать руководителя Успенского филиала Сергея Попова.
-
В течение нескольких лет неотложная помощь была прерогативой службы
скорой медицинской помощи, работа которой была организована по образцу
некоторых европейских стран и США - в каждом регионе она централизована,
имеет собственную структуру и оснащение. Приобретённый опыт позволил
увидеть все плюсы и минусы работы этой структуры. Анализ её деятельности
позволил специалистам областного департамента здравоохранения также
сделать выводы о частоте вызовов и типичных диагнозах, устанавливаемых
бригадами медиков на всех направлениях маршрутов скорой помощи на
территории Тюменского района. Как оказалось, особенно много их поступает
из населённых пунктов Московского и Червишевского трактов. С одной
стороны, это густонаселённые территории, с другой, они отчётливо
свидетельствуют о наиболее частых поводах для обращения в "скорую".
Поскольку именно Успенская больница обслуживает население этой
территории, было решено создать службу неотложной помощи именно здесь.
Таким образом, с 1 июня штат нашего филиала увеличился на двух
терапевтов, двух фельдшеров и двух водителей-санитаров: они являются
членами двух бригад, сменяющих друг друга каждые два дня.
-
Есть ли существенное отличие между "скорой" и "неотложной" помощью? В
чём оно заключается? Куда звонить, когда требуется вызвать или ту или
иную службу?
-
В отличие от "скорой", которая выезжает по экстренным вызовам,
"неотложка" оказывает помощь на дому людям при обострении хронических
заболеваний, когда нет угрозы жизни. Например, если у человека мигрень,
головокружение, слабость, затруднение дыхания или при гриппе, ОРВИ
поднялась температура. Я бы посоветовал пациентам не задаваться
вопросом, куда звонить - в "скорую" или "неотложку". Если медицинская
помощь необходима, звонить можно по номеру: "03", где ответят диспетчеры
"скорой". Операторы зададут специальные вопросы, чтобы определить
состояние больного, и примут решение, кого посылать - бригаду скорой или
неотложной помощи.
Если вы уверены, что угрозы жизни нет, а просто случилось обострение
хронической болезни, звонить можно непосредственно диспетчерам районной
службы по тел. 43-12-67 или 8-919-920-14-81. Правильно будет также, если
вы позвоните в фельдшерско-акушерский пункт по месту жительства или
регистратуру участковой больницы. На основании этого звонка не позднее,
чем через два часа, дежурная бригада "неотложки" прибудет по вызову и
окажет необходимую помощь. Есть и другие телефоны неотложной помощи:
8-919-920-14-82 - для жителей Успенки; 8-919-920-14-80 - для жителей
Перевалово; 8-919-920-14-78 - для жителей п.Молодёжный; 8-919-920-14-77
- для жителей Ушаково и 8-919-920-1476 - для жителей Зырянки.
-
Сергей Иванович, не думаете ли вы, что два часа - это слишком долгий
промежуток времени? Если случится так, что диспетчер, принимающий вызов,
не сможет разобраться в сложностях ситуации и направит к пациенту не
"скорую", а "неотложку", а, оказавшись на месте, специалисты последней
будут вынуждены вызывать "скорую"? Два часа могут оказаться с большим
хвостиком...
-
Две недели работы "неотложки" в Успенке пока говорят в пользу того,
что бригада приезжает на вызов в течение 15-20 минут. И мы будем
стремиться к тому, чтобы это стало нормой. С момента приезда
специалистов неотложной помощи пациент находится, если можно так
сказать, под их защитой. Врач и фельдшер проведут все необходимые
диагностические процедуры, лечебные манипуляции с обязательной оценкой
состояния больного. Их подготовка позволяет им оказывать и первую
помощь, в том числе производить непрямой массаж сердца и искусственное
дыхание. К тому же, скорая помощь вряд ли сможет добраться, например, до
Зырянки быстрее, чем бригада "неотложки". Именно в интересах больного
важно, чтобы медики как можно скорее оказались рядом. Кстати, сотрудники
неотложной помощи имеют право консультироваться с любыми специалистами,
находящимися на дежурстве в специализированных медицинских учреждениях.
Если выяснится, что пациента нужно госпитализировать, они дождутся, пока
прибудет скорая помощь, и только тогда их роль будет завершена.
-
Каков режим работы службы неотложной помощи? Укомплектованы ли бригады
необходимым оборудованием и аппаратурой?
-
Неотложная служба готова прийти на помощь нашим пациентам шесть дней в
неделю с 8.00 до 20.00. Единственный выходной - воскресенье. Пока в
распоряжении нашей "неотложки" неновый автомобиль, но он в хорошем
состоянии, всё необходимое диагностическое оборудование, приборы и
препараты для оказания первой помощи тоже имеются. В ближайшие месяцы
будут закуплены другие, более современные, они и пополнят арсенал вновь
образованной службы.
-
Удалось ли вам привнести что-то своё, особенное в организацию работы
"неотложки" на территории?
-
Огромную помощь нам оказал крупнейший оператор сотовой связи региона,
дав возможность приобрести по льготной цене современные мобильные
телефоны, которыми мы обеспечили диспетчерскую службу и врачей
неотложной помощи. Установила компания специально для нас и льготный
тариф за пользование услугами связи. Огромным подспорьем является и
компьютерная программа, пользователями которой стали также врачи и
диспетчеры "неотложки". Благодаря программе с компьютера диспетчера
смс-сообщения и звонки поступают на телефон врача. Программа эта
уникальна, разработана на благотворительной основе и впервые применяется
на практике именно в Успенской больнице. Уверен, что эта разработка
окажется полезной и в масштабах района и области.
-
Каковы первые итоги работы службы неотложной помощи? Оправдывает ли
она ваши ожидания?
-
Пока рано делать окончательные выводы, но очевидно одно: "неотложка"
приближает врачебную помощь к пациентам. Только за первую неделю наши
специалисты диагностировали такие заболевания, как сахарный диабет,
инсульт и менингит. Выявив признаки заболевания, терапевты "неотложки"
вызвала к больным с двумя последними диагнозами скорую помощь, дождались
приезда специалистов, находясь всё это время рядом с пациентами. Кстати,
им пришлось потратить немало красноречия, чтобы убедить их лечь в
больницу. А, как вы знаете, очень важно своевременное оказание помощи.
Эти факты свидетельствуют и об успешном взаимодействии специалистов
"неотложки" с сотрудниками "скорой" и участковыми терапевтами. Пока, в
течение этого года, специалисты неотложки не выезжают к маленьким
пациентам, но со временем к этому мы обязательно подойдём. Служба эта,
безусловно, необходима, а жизнь и практика это обязательно докажут.
-
Что бы вы хотели пожелать своим коллегам накануне Дня медицинского
работника?
-
Самые тёплые поздравления и пожелания, а также глубокое признание всем
тем, кто профессию врача, медицинской сестры или санитара считает своим
призванием. Пусть наша трудная работа приносит удовлетворение, счастье и
уважение пациентов. Успехов, крепкого здоровья и благополучия!
Татьяна ЮРТИНА.