Дискуссия по первому вопросу повестки дня заняла около часа. Постоянная комиссия по экономической политике обсуждала жизненно важный вопрос - выполнение ведомственно-целевой программы развития дорожного движения и транспортных услуг в Тюмени.
Двухколесное расширение
Среди прочего народных избранников заинтересовала перспектива обустройства велосипедных дорожек.
– Мы много об этом говорим, но что делается? – задал вопрос заместитель председателя комиссии Юрий Баранчук. Ему как председателю федерации велосипедного спорта особенно близка и понятна эта тема.
Возможное развитие Юрий Александрович видит, как минимум, в трех направлениях: при реконструкции центральных улиц и мостов, при строительстве новых путепроводов и транспортных развязок, а также при проведении комплексного благоустройства Гилевской рощи.
Ответ по всем трем пунктам депутатам представил директор городского департамента дорожной инфраструктуры и транспорта Виктор Смолин:
– По поручению главы администрации города в областном центре определено около 15 километров дорог, на которых возможно выделение полос для движения велосипедистов, – сказал Смолин. – Такими улицами могут быть, к примеру, 50 лет ВЛКСМ, Широтная, Ямская, Луначарского.
Кроме того, рассматривается вариант организации на таких центральных улицах, как Ленина и Республики, велосипедного движения по прилегающим тротуарам. Скоро там нанесут разметку и установят знаки.
В проекте реконструкции мостов, в том числе и моста Челюскинцев, выделение велосипедных дорожек не предусмотрено, и расширять проезжую часть там некуда. Техническое задание составлялось еще в 2007 году, когда велосипедное движение в городе не было таким массовым. Но есть и другие мосты. Депутаты протокольным решением записали предложение, что при реконструкции совмещенного моста по улице Мельникайте и строительстве мостовой развязки через Транссибирскую магистраль в створе улицы Монтажников, главному управлению строительства и ЖКХ Тюменской области необходимо предусмотреть организацию велосипедных дорожек.
Без прикрытия
Заседания постоянных комиссий редко посещают горожане, хотя вход для граждан - свободный. Еще реже бывает, когда посетители, как на публичных слушаниях, задают депутатам и докладчикам вопросы из зала. Но июньское заседание постоянной комиссии по экономической политике стало исключением. После привычного вопроса председательствующего: «Есть ли еще вопросы к докладчику?» в зале поднялась рука. И гостя пригласили к микрофону.
– Пенсионер Геннадий Иванов, – представился он. И обратил внимание Виктора Смолина на отсутствие табличек на остановочных пунктах. А там, где есть, уточнил Иванов, они не везде соответствуют правилам. У маршрутов не обозначены начальная и конечная остановки, не указаны интервалы движения. На некоторых остановках вовсе нет павильонов (в том числе на злополучной остановке у магазина «Океан») – людям негде укрыться от дождя или снега.
– В этом году мы обследовали в городе все остановочные комплексы, провели инвентаризацию, – объяснил Виктор Смолин. – Сейчас у нас в работе 39 остановочных пунктов, которые нуждаются в реконструкции. Возьмем на заметку и «Магазин «Океан». Что-нибудь придумаем, какой-нибудь навес поставим…
От частного к общему
Нередко на заседаниях постоянных комиссий «точечные» вопросы наталкивают депутатов на обобщения. На этот раз глобально на проблему финансирования и исполнения ведомственно-целевых программ посмотрел Алексей Пинигин. На его взгляд, многое в дорожной инфраструктуре не выполнено потому, что мероприятия в программе запланированы, но полностью не профинансированы.
– Программы должны быть не воздушными, а реальными, – высказал свою точку зрения депутат Пинигин. – Если задачи поставлены, то надо обеспечить их максимальным финансированием.
Но бесспорное, вроде бы, высказывание оказалось не совсем верным. Как пояснила Лариса Теплоухова, заместитель главы администрации города, не все пункты в программах финансируются из городского бюджета. Некоторые приходится записывать гипотетически - как пожелание. Когда выделяют дополнительные средства из областного бюджета – у них есть шанс осуществиться. А если не вносить их в программу – вероятность осуществления становится минимальной.
Алексей Пинигин настаивал на своем предложении, и депутаты долго спорили, но все-таки большинство коллегу не поддержало. Зато предложили вернуться к обсуждению вопроса о развитии транспортных услуг, в том числе о строительстве велосипедных дорожек, в ноябре.