Кому не известен номер «03»? Наверное, каждый из нас хоть раз в жизни да набрал эти цифры, взывая о помощи. Сигнал принят, и пусть ожидание нам кажется вечным, фактически проходят считанные минуты до прибытия службы. Мы как на Бога смотрим на фельдшера «скорой», веря, что он непременно защитит, спасёт, окажет необходимую помощь. И что удивляет, они никогда не ропщут ни на плохую погоду, ни на атакующих дворовых собак, ни на слабое освещение окраинных улиц, добросовестно и неотложно выполняя свой долг.
2009 год был не самым благополучным для службы скорой помощи: ремонт автодорог с вытекающими последствиями (объезды, пробки), аномально низкие температуры, вспышки ОРВИ. Но ситуация всегда под контролем. В области, соответственно, и у нас в городе, реализуется национальный проект «Здоровье», в рамках которого в 2004-2005 годах Станция скорой медицинской помощи получила четыре новых автомобиля класса «В», оборудованных для оказания экстренной помощи дыхательной аппаратурой, электрокардиографом, дефибриллятором и реанимационную машину для новорождённых детей. В рамках областных программ пришло четыре машины УАЗ, тоже укомплектованные новейшим медицинским оборудованием. Губернатор, правительство области уделяют огромное внимание развитию здравоохранения в регионе. И даже в период кризиса успешно реализуются все социальные программы, выполняются социальные гарантии.
Разговор о делах и проблемах скорой помощи со старшим врачом Станции скорой медицинской помощи Л.И. Шалыгиной мы решили начать необычно:
– Как на работу службы повлияли все те благоустроительные работы , которые проводились в 2009 году в нашем городе?
– Конечно, объезды, автомобильные пробки являлись большим препятствием, а нашу «скорую» даже с сиреной не пропускали «дисциплинированные» водители. Время теряли драгоценное.
Летом мы проводили совместные учения с ГИБДД. Сотрудник автоинспекции (без формы) садился в нашу машину, включали сирену и тщетно пытались ускорить продвижение… Проанализировав ситуацию, руководство ГИБДД усилило профилактическо-разъяснительную работу с автолюбителями, и результат не замедлил сказаться. Несмотря на заторы, объезды и пробки, число аварий снизилось. Если в 2008 году у нас было 174 выезда на ДТП, то в 2009 – 101, и значительно реже водители стали садиться за руль в состоянии алкогольного опьянения. В целом 2009 год мы отработали с небольшим снижением выездов.
- Если бы не вирусная инфекция, результат был бы ещё лучше?
- Да, в период подъёма ОРВИ число выездов увеличилось более чем в два раза. А дополнительного транспорта у нас нет. Десять машин, из них одна на ремонте, одна для новорождённых – на выездах в сельскую местность. Остаётся шесть машин в городе и две на подстанциях в Ларихе и Карасуле. У нас большой радиус обслуживания – 70 километров. И если, к примеру, две-три машины ушло в район, ситуация резко усложняется.
- А кто определяет срочность вызова и решает, куда бригада должна выехать в первую очередь?
– Существуют категории срочности вызовов: срочный предполагает выезд в течение 1-3 минут, неотложный – в течение 15 минут, прочие – в течение часа. К прочим относится перевоз больного из одного стационара в другой, когда пациент осмотрен, ему поставлен диагноз, и он вполне может подождать.
В ночное время категорию устанавливают старший фельдшер смены и диспетчер, они же решают, какую бригаду отправлять.
– Наверное, поэтому диспетчер скорой помощи уточняет причину обращения?
– Конечно, он не из любопытства интересуется деталями, а для конкретизации. И абонент должен в обязательном порядке отвечать на вопросы диспетчера. Иногда в растерянности или в спешке люди забывают указать код на входной двери или путают подъезд. Тут положительную роль сыграет названный вами номер телефона. Созвонились, уточнили, не потеряли время зря.
**Справка**
_Главным врачом скорой медицинской помощи является Виктор Иванович Щербаков – практикующий врач-реаниматолог.
* * *
В 2009 году на Станцию скорой медицинской помощи поступило 34390 вызовов. Это значительно меньше, чем в 2008 году (на 900 вызовов), но всё-таки больше, чем прогнозирует областной департамент здравоохранения и социального развития.
* * *
Более 20 тысяч жителей Ишимского района обслуживается станцией скорой помощи непосредственно из города._
- На чём ещё теряются драгоценные минуты, которые в итоге могут стоить чьей-то жизни?
– Спасибо городским властям, многое делается в помощь спецслужбам. Например, названия улиц указываются и на перекрёстках дорог. Уличным освещением охватывается всё большее число отдалённых от центра улиц. И город не утопает во тьме. А что касается частного сектора, просьба к жителям: номера домов писать крупными цифрами, чтобы легче было искать. Кстати, и на многоквартирных домах, в номерах которых есть буква, она чаще всего написана мелким шрифтом и в вечернее время не просматривается. Но позитива больше.
– Водителю скорой помощи нужно очень хорошо знать город, чтобы ориентироваться в проездах, въездах, тупиках. Где они стажируются?
– У нас строгий отбор водительского состава. Здесь важно не только знание территории, умение ориентироваться. Водитель «скорой» также отвечает за доставку больного, за его жизнь, за жизнь фельдшера и всей бригады медработников. Надо – он поможет транспортировать больного до машины или до приёмного отделения больницы, надо – примет непосредственное участие в спасении. От слаженной работы бригады зависит очень многое.
– Фельдшер станции скорой помощи для пациентов – настоящий врач. Наверное, они все имеют высшую категорию?
– Фельдшера очень высокого уровня. Те, кто на вызовах, имеют первую либо высшую категорию. Их, как и нас, врачей, обучают на кафедре скорой помощи факультета усовершенствования врачей.
Раньше мы ездили на курсы повышения квалификации в Тюмень. Теперь сами преподаватели медицинской академии выезжают к нам. Это в интересах дела. Фельдшера наши не только записать ЭКГ могут, но и прочесть, увидеть главную патологию (аритмия, инфаркт), чтобы оказать немедленную помощь.
– Как старший врач вы, наверное, координируете многихепроцессы большого механизма. В помощь вам есть специальное оборудование?
– Благодаря стараниям нашего главного врача, Виктора Ивановича Щербакова, буквально месяц назад установлена система «АДИС», позволяющая в оперативном режиме видеть, где находится бригада «скорой», сколько поступило вызовов и какой категории срочности, кто старший смены. Здесь же – отчёты за каждые дежурные сутки, статистические данные, почасовые данные. Вся картина перед глазами.
Мы с Людмилой Ивановной посмотрели компьютерные данные за 12 января, это будний день, когда работают поликлиники: поступило 90 вызовов. А в выходной день 8 января 2010 года было 126 вызовов, из них 28 – к детям.
Опыта моей собеседнице не занимать. Прежде чем возглавить вверенную ей службу, Людмила Ивановна десять лет проработала участковым врачом детской поликлиники, затем детским врачом на станции скорой помощи. И потому прекрасно владеет ситуацией в здравоохранении города и района, профессионально её анализирует и, сравнивая показатели, делает прогноз на ближайшее будущее.
Что в перспективе? Национальный проект «Здоровье» набирает обороты, а значит, в рамках его реализации возможно приобретение ещё одной-двух машин, которые ох как пригодятся службе «03», стоящей на страже здоровья горожан и селян.
Записала С. НЕЧАЕВА.