Медиакарта
23:34 | 2 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Граница полвека назад

Пограничники всегда заслуженно пользовались большим уважением. Они не только в военное, но и в мирное время должны быть в полной боевой готовности. Как служилось на границе больше пятидесяти лет назад, нам рассказал Геннадий Степанович Скареднов.

Службу он нес в Карелии на финской границе. Не успел девятнадцатилетний солдат привыкнуть к армейским будням, как через месяц после прибытия на заставу командир отправил его в сержантскую школу учиться на инструктора службы собак. Через год он вернулся на заставу уже со своими четвероногими подопечными. Вспоминает, что его собаку звали Индус, также, как пса легенды пограничных войск Н.Ф. Карацупы. С ним новоиспеченному пограничнику довелось повстречаться в сержантской школе. Несмотря на высокое звание, человек был простой. Молодому бойцу запомнилось, как Никита Федорович раздал всю пачку «Казбека», угощая солдат. Приезжали тогда поднимать боевой дух и патриотизм и другие первые лица Советской армии: герой СССР, герой Брестской крепости майор П.М. Гаврилов, начальник пограничных войск северного округа генерал-майор И.И. Семененко.

Такие встречи приносили свои плоды, только прошедший армейскую закалку считался тогда настоящим мужчиной. Молодые люди мечтали о том, чтобы служить. Условия, по сравнению с нынешними, можно сказать, были спартанскими. До присяги солдаты жили в бараках, в которых щели были такие, что через них внутрь синички залетали. Спали на трехъярусных нарах, матрасы и подушки набивали стружкой, которую приходилось менять каждую неделю. И только на заставе их условия уже были получше, там казармы были благоустроенные. Солдатам полагался час личного времени ежедневно и один выходной в месяц. Технического оснащения, как сейчас, тогда не было, проверяли все вручную. Сработает тревожная система – два бойца и собака несутся проверять вверенный участок. Он находился в пяти-шести километрах от заставы. Зато на болотистой местности сразу по следам было видно, кто прошел: рысь, росомаха или лось, а может, и человек.

Пограничная служба в той местности проходила в основном на лыжах. В тайге погода переменчивая, а зима долгая.

– Уйдешь в наряд на лыжах, – вспоминает Геннадий Степанович, – за это время потеплеет, на обратный путь на час, на два больше времени уходило – снег на лыжи налипал, приходилось постоянно останавливаться и штыком соскребать.

Для защитников границ лыжи были никудышные. Местные жители и то лучше к такой зиме приспособлены. Геннадий Степанович вспоминает, как однажды через границу в Финляндию решила пройти местная жительница. Она направилась к родственникам на какой-то религиозный праздник. Прошла она практически свободно, никто не смог ее догнать, а стрелять в местных жителей запрещено. Все дело было в лыжах, у военных они примитивные, деревянные и узкие. На таких с горки катишься назад, а по рыхлому снегу и вовсе проваливаешься. А у коренной карелки лыжи широкие и подшиты шкурой – вперед едут как по маслу, а заднему ходу ворс препятствует. Вот бабушка спокойно границу прошла, праздник отметила и вернулась обратно, отделавшись штрафом.

Армейские годы вспоминает Геннадий Степанович с ностальгической ноткой. В армию он уходил с желанием и предвкушением чего-то неизведанного. Физически подготовлен был хорошо – закалил ежедневный физический труд. Три года, а именно столько тогда служили, пролетели незаметно. Подрастающему поколению ветеран-пограничник желает к армии готовиться, заниматься спортом: как минимум, пробежка и упражнения на пресс. И своего внука он в таком же духе воспитывает. Только сильные телом и духом, если понадобится, сумеют защитить свою Родину.

Фото Павла Ложкина

На снимке: 28 мая Г.С. Скареднов был награждён медалью «За заслуги в пограничных войсках»

Автор: Оксана Гусева